А он просто зовет

\ Никаких особых <мер>, здоровая жизнь, работа и спорт, общение. Знать

Твердо, что это преходяще; что ни преступного, ни страшного для здоровья нет,

i<o лучше воздерживаться; чтобы быть энергичнее, жизнерадостнее, чтобы ува-

Жать себя. И без интимного общения может прийти прекрасное состояние, когда

воздерживаться легко, и придет тем быстрее, чем спокойнее ты в это поверишь...>

Нельзя:

Управлять темпом и интенсивностью созревания; темпераментом и

силой влечений;

контролировать интимный опыт;

принуждать к откровенности (результат только обратный);

Рассчитывать, что ребенок поймет и благодарно оценит заботы о его

жизни и последует поучениям;

Обеспечить счастье в любви.

Можно:

Наблюдать за развитием ребенка, включая интимное, из года в год,

изо дня в день;

Почерпнуть из этих наблюдений множество сокровенных, никому более

Не доступных знаний именно о нашем ребенке и навыков общения именно

с ним; многое предугадывать;

Создавать дома атмосферу спокойной искренности, в которой тема

Надеяться, что при таких отношениях возникающие проблемы не будут

скрываться и что в некоторых из них мы сможем помочь;

дать ребенку, как и себе, право на собственный опыт;

Помогать ему быть собой - и в несчастье, и в счастье.

Глава 5

Отрочество и юность:

Самоопределение

Надежды,

Поиск

<Вся беда в том, что родители знали нас маленькими!>

Эти слова, которые в сердцах произнес один

Пятнадцатилетний юноша, образно и во многом

Правильно показывают наиболее явную причину тех

Сложностей, которые испытывают старшеклассники в

Отношениях с родителями.

Самая очевидная сложность - противоречие между

Стремлением старшеклассника к самостоятельности и

Желанием родителей видеть его послушным и зависимым,

Как в детстве.

Однако это лишь видимая часть айсберга.

Как важно, чтобы в миг той немоты

За сильного тебя хоть кто-то принял,

От широты своей душевной придал

тебе значенье большее, чем ты!

Евг. Евтушенко

Отрочество (13-15 лет) и юность, особенно ранняя

(15-18 лет), - для семейной педагогики трудный возраст.

Хронологическая грань между этими периодами условна. Неда-

Ром ребят этого возраста называют то юношами, то подрост-

Ками; так делается и в данной главе.

В этом возрасте, как никогда, сказывается закон неравно-

Мерности индивидуального развития. Один старшеклассник уже

Достиг половой зрелости, а другой находится только в середине

Процесса созревания. Такая же неравномерность характеризует

Их умственное, социальное и нравственное развитие. И что еще


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: