\ Никаких особых <мер>, здоровая жизнь, работа и спорт, общение. Знать
Твердо, что это преходяще; что ни преступного, ни страшного для здоровья нет,
i<o лучше воздерживаться; чтобы быть энергичнее, жизнерадостнее, чтобы ува-
Жать себя. И без интимного общения может прийти прекрасное состояние, когда
воздерживаться легко, и придет тем быстрее, чем спокойнее ты в это поверишь...>
Нельзя:
Управлять темпом и интенсивностью созревания; темпераментом и
силой влечений;
контролировать интимный опыт;
принуждать к откровенности (результат только обратный);
Рассчитывать, что ребенок поймет и благодарно оценит заботы о его
жизни и последует поучениям;
Обеспечить счастье в любви.
Можно:
Наблюдать за развитием ребенка, включая интимное, из года в год,
изо дня в день;
Почерпнуть из этих наблюдений множество сокровенных, никому более
Не доступных знаний именно о нашем ребенке и навыков общения именно
с ним; многое предугадывать;
Создавать дома атмосферу спокойной искренности, в которой тема
|
|
Надеяться, что при таких отношениях возникающие проблемы не будут
скрываться и что в некоторых из них мы сможем помочь;
дать ребенку, как и себе, право на собственный опыт;
Помогать ему быть собой - и в несчастье, и в счастье.
Глава 5
Отрочество и юность:
Самоопределение
Надежды,
Поиск
<Вся беда в том, что родители знали нас маленькими!>
Эти слова, которые в сердцах произнес один
Пятнадцатилетний юноша, образно и во многом
Правильно показывают наиболее явную причину тех
Сложностей, которые испытывают старшеклассники в
Отношениях с родителями.
Самая очевидная сложность - противоречие между
Стремлением старшеклассника к самостоятельности и
Желанием родителей видеть его послушным и зависимым,
Как в детстве.
Однако это лишь видимая часть айсберга.
Как важно, чтобы в миг той немоты
За сильного тебя хоть кто-то принял,
От широты своей душевной придал
тебе значенье большее, чем ты!
Евг. Евтушенко
Отрочество (13-15 лет) и юность, особенно ранняя
(15-18 лет), - для семейной педагогики трудный возраст.
Хронологическая грань между этими периодами условна. Неда-
Ром ребят этого возраста называют то юношами, то подрост-
Ками; так делается и в данной главе.
В этом возрасте, как никогда, сказывается закон неравно-
Мерности индивидуального развития. Один старшеклассник уже
Достиг половой зрелости, а другой находится только в середине
|
|
Процесса созревания. Такая же неравномерность характеризует
Их умственное, социальное и нравственное развитие. И что еще