пуповину эмоциональной зависимости от родителей и не включив с]
Отношений с ними в новую, гораздо более сложную систему эмоционал
Привязанностей, центром которой являются не родители, а он сам. Положи
<маменькиного сынка> начинает его раздражать не только потому, что выз1
Ет насмешки сверстников, но и потому, что пробуждает в нем самом чуя
Зависимости, с которым подросток борется. Чувствуя охлаждение, мн1
Родители думают, что дети их разлюбили, жалуются на их черствость и
Но после того как критический период проходит, эмоциональный конт
Родителями, если они сами его не испортили ошибочным воспитанием, 061
Восстанавливается, уже на более высоком, сознательном уровне.
Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской вл;
Старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает др
Способы досуга и т.д.
Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в дет
Разумеется, хорошие родители остаются для старшеклассника важным э"
|
|
Ном поведения. Однако родительский пример уже не воспринимается
абсолютно и некритично, как в детстве. У старшеклассника есть и други<
Торитеты, кроме родителей. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что ид
Он черпает не только из ближайшего окружения, а из более широкого i
Отношений (общественно-политические.деятели, герои кино и литерат
Зато все недостатки и противоречия в поведении: близких и старших вое
Нимаются остро и болезненно.
Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях;дру;
Советчиков. При всей их тяге к самостоятельности юноши и девушки с
нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие водиун:
мало, как ты? Отвечая на вопрос: <Чье понимание для вас важнее всего,
независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?>, большинство
Московских мальчиков (с 5-го по 10-й класс), опрошенных А. В. Мудриком,
Поставили на первое место родителей (ответы девочек более противоречивы).
Но реальные взаимоотношения старшеклассников с родителями часто
Обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.
При исследовании юношеской дружбы мы фиксировали, как оценивают школь-
Ники с 7-го по 10-й класс уровень понимания со стороны родителей, легкость
Общения и собственную откровенность с ними. Оказалось, что по всем этим
Показателям родители уступают друзьям - сверстникам опрошенных и что сте-
Пень психологической близости с родителями резко снижается от 7-го к 9-му
Классу. Одна из причин этого - в психологии самих родителей, не желающих