Права и социальные гарантии отдельных категорий обучающихся

Об особенностях прав на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья

Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это лица с ограниченными возможностями здоровья. Задача закона – создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в законе об образовании в Российской Федерации рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусмотрел целый ряд Об особенностях прав на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья46 особенностей организации образовательной деятельности для таких детей. Например, предусмотрено, что в образовательной программе должно быть отражено содержание коррекционной работы и (или) инклюзивного образования, если планируется, что программу будут осваивать дети с ограниченными возможностями здоровья. Приведем выдержку из ФГОС ДОО о соответствующем разделе программы детского сада: «Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены: 1) на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей».47 Закон заложил также основы для развития интегрированного образования, как одного из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Для таких лиц должны разрабатываться специальные адаптированные образовательные программы, а для инвалидов – также программы реабилитации инвалида. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество. Закон обязывает создать специальные условия для обучения рассматриваемой нами групп лиц и конкретизирует эти условия: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение 48 образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Организации, которые работают по адаптированным общеобразовательным программам, таким образом, должны создать специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Какие это условия в детском саду, можно лучше понять, если посмотреть вот такой документ: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Весь третий (последний) раздел документа посвящен вопросам организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Не будем приводить все содержание раздела, предложим лишь найти документ и познакомиться с ним лично. Это можно сделать, например, на сайте http://273-фз.рф по адресу http://273- фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot- 30082013-no-1014. В законе нашло отражение увеличение финансирования для рассматриваемой категории лиц – нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования должны учитывать создание специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность (то есть в интернате), находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными 49 возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы (к которым относится и программа дошкольного образования) и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и обращение родителей (законных представителей) в письменной форме.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся.

Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: