1. Информационно-справочные, просветительские методы:
o профессиограммы - краткие описания профессий;
o справочная литература;
o информационно-поисковые системы - ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): "ручные" варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьтеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);
o профессиональная реклама и агитация;
o экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения;
o в стречи школьников со специалистами по различным профессиям;
o познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
o профориентационные уроки со школьниками как система занятий;
o учебные фильмы и видеофильмы;
o использование средств массовой информации (СМИ);
o различные "ярмарки профессий" и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и с выпускникам школ.
2. Методы профессиональной психодиагностики (в идеале - помощь в самопознании):
|
|
o беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
o открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);
o опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.е. "пригодные для большинства", это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);
o опросники профессиональных способностей: требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий - "профпригодность формируется в самой трудовой деятельности" (по Е.А. Климову);
o "личностные" опросники (требуется особая подготовка профконсультантов при их использовании, понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников в профконсультации);
o проективные личностные тесты (требуется особая подготовка и особая стажировка профконсультанта для их использования);
o методы наблюдения - это один из основных научно-практических методов работы психолога - по Е.А. Климову (при условии владения этим методом, т.е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);
o сбор косвенной информации о клиент е от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов;
|
|
o психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);
o "профессиональные пробы" в специально организованном учебном процессе по типу "F-теста" японского профессора Фукуямы (тест состоит из двух оценочных форм, с помощью которых осуществляется количественный анализ данных, полученных по индексам самоанализа, анализа профессий и профессиональных проб. «F-тест» является инструментом оценки и управления, определяющим действенность профориентационных программ, проводимых в школе), что обычно требует очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение "заинтересованности" фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению, не очень подходит к условиям современной РФ;
o использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;
o исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с "испытательным сроком");
o использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.
3. Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:
o группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем); своеобразным развитием подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали «Клубы».