7.1. Представление об организации. Понятие "организационная культура"
Сущностная характеристика человеческой деятельности - ее целенаправленность, т.е. осознанная организованность в соответствии с целью. В производственной сфере - выраженная целесообразность, позволяющая сознательно управлять своей деятельностью в соответствии с целью (смыслом, задачей).
· При этом самоуправление рассматривается в разных аспектах:
o управление техникой (исследуется в психологии труда и инженерной психологии, это и техническая, и дизайнерская проблема);
o управление группой, коллективом (исследуется в социальной психологии);
o управление организацией как целостностью (исследуется психологией управления или организационной психологией);
o управление развитием производства и трудовых ресурсов на уровне отрасли или государства (это и экономика, и государственная кадровая политика);
o управление своим собственным поведением при выполнении определенной работы или при восстановлении своей работоспособности (это и психология личности, и психогигиена труда, и медицина, это и философско-этические проблемы, связанные со смыслом труда и всей жизни).
|
|
Управление - это не только психологическая проблема, это проблема междисциплинарная, т.е. для психолога проблема заключается и в том, чтобы определить, где кончается собственно психология управления и начинается, например, экономическое планирование развитие организации.
· Два важных аспекта проблемы управления в условиях производства: 1) внешнее управление трудовой деятельностью (со стороны руководителя); 2) внутреннее управление на уровне самоорганизации и самоопределения работника (в том числе и самого руководителя). Соответственно выделяются две важные цели управления:
o повышение эффективности производства (и деятельности конкретной организации);
o развитие и саморазвитие самого работника в труде.
Исходя из сказанного, можно уточнить, что вообще понимается под "организацией". Ч. Бернард пишет об организации как о системе сознательно координируемой деятельности двух и более лиц.
Если рассматривать организацию как систему, то самым главным в любой системе является ориентация на выполнение единой цели (смысла). В условиях организации труд множества работников и должен быть ориентирован на выполнение такой цели. Но при этом сразу возникают проблемы. Например, в организации существуют различные подразделения, которые имеют свои собственные (иногда эгоистичные) интересы и которые по-разному понимают цель организации.
Важным для понимания сущности организации является рассмотрение организационной культуры. Традиционно выделяются следующие основные компоненты организационной культуры (по Е.Б. Моргунову, 1996. С. 70-78):
|
|
o мировоззрение (отношение к другим сотрудникам, клиентам и конкурентам);
o культурные ценности (типа "качество продукции" или "лидерство", а также "организационная мифология");
o характеристики поведения (ритуалы, церемонии, стереотипы поведения);
o нормы взаимоотношений между работодателем, руководством и работниками (типа "заработал - получил", своеобразные "правила игры" в организации);
o психологический климат.
Выделяя уровни организационной культуры, Е.Б. Моргунов считает, что высшим уровнем является уровень мировоззрения, а уже за ним следует уровень культурных ценностей.
Второй уровень - уровень культурных ценностей - включает в себя: 1) символы (высказывания, произведения искусства, реальные объекты или живые персонажи, нагруженные определенным смыслом; 2) организационная мифология, в которой реализуется важнейший принцип: "Народ должен знать своих героев" (а мы бы добавили: "…и подражать им").
В современном менеджменте важнейшим понятием является " миссия организации ". М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоурн пишут: "Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии" (Мескон и др., 1992. С. 262). Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. (Определение Г. Фордом миссии компании "Форд" как "предоставление людям дешевого транспорта").