Главная цель и основные задачи профессионального самоопределения

· Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения:

o информационно-справочные, просветительские;

o диагностические (в идеале - помощь в самопознании);

o морально-эмоциональная поддержка клиента;

o помощь в выборе, в принятии решения.

Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности: 1) проблема решается "вместо" клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является "субъектом" выбора); 2) проблема решается "вместе" (совместно) с клиентом - диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом самоопределения); 3) постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом).

Например, при решении информационно-справочной задачи на первом уровне клиенту просто сообщается нужная информация (это тоже помощь!), на втором уровне - психолог вместе с клиентом анализирует определенную информацию, на третьем уровне - психолог объясняет клиенту, как самостоятельно получить необходимую информацию (какие задавать вопросы специалистам по данной профессии, куда обращаться и т.п.).
Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

10.5. Психологические "пространства" профессионального и личностного самоопределения

Для теории и практики профессионального самоопределения важно выделить те "пространства выбора", в которых нередко оказываются самоопределяющиеся люди, которые не всегда сами могут осознавать "что" и "из чего" они вообще выбирают. Иногда профконсультационная помощь клиенту может заключаться и в своеобразном информировании его об имеющихся "пространствах" самоопределения, что создает ориентировочную основу действий самоопределяющегося человека.

Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение - это не только выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни.

Рассматривая проблемы построения человеческой судьбы, Э. Берн выделял жизненные сценарии и жизненные стратегии (Берн, 1988). При этом жизненные сценарии - это "программы поступательного развития, выработанные в раннем детстве под влиянием родителей и определяющие поведение индивида в важных аспектах его жизни"; сценарии охватывают всю жизнь человека в подробностях, а стратегии рассматриваются как общие представления о человеческой жизни.

· Э. Берн выделил следующие основные типы сценариев:

o "никогда не делаю";

o "делаю всегда";

o "ни разу не делал раньше";

o "не буду делать (сделаю потом)";

o "делаю вновь и вновь";

o "буду делать до тех пор, пока уже невозможно будет сделать".

На основе выделения этих сценариев были выведены следующие три типа людей: победители, не победители и неудачники. Э. Берн приводит примеры этих типов, связывая их с определенными "играми", из которых нередко и состоит жизнь многих людей: игра "Бесприданница", где самим человеком заранее определяется, что с него взять нечего (типичный случай неудачника); игра "Меня не испугаешь" (пример не победителя); игра "Кому я нужен" (пример не победителя); игра "Я прав!" (пример победителя); игра "Если не так, то иначе!" (пример победителя, который все равно находит способ добиться своего) и т.п.

При этом Э. Берн отмечал, что "сценарии возможны потому, что большинство людей не понимают, что делают", при этом понимать, по Э. Берну, - это "выйти из-под власти сценариев". Понимать - это научиться строить перспективы своего профессионального и личностного развития самому (!), не быть игрушкой в руках судьбы.
Михаил Васильевич Розин, несколько споря с Э. Берном, отмечает, что нельзя связывать построение жизни с чисто бессознательными влияниями (сам Э. Берн считал, что вся жизнь определяется бессознательными программами, закладываемыми в человека еще в детстве и реализуемыми в определенных ситуациях, и что часто эти бессознательные программы мешают человеку полноценно жить). Сам М.В. Розин считает, что, по крайней мере, люди творческие ("символисты") строят свою жизнь как будто "пишут поэму".

· При этом построение жизни как поэмы предполагает выделение и реализацию следующих основных моментов:

o образ героя (образ себя как героя поэмы);

o сюжет;

o трагедийность (переживания, без которых жизнь становится неинтересной и лишенной смысла);

o неожиданные повороты (еще более разнообразящие жизнь и делающие ее неповторимой).

Для профконсультанта важно уточнить для себя и такие понятия как стиль и образ жизни, поскольку, как уже отмечалось, многие люди выбирают не столько профессии, сколько определенный образ жизни и жизненный стереотип.
Образ жизни - это комплексное рассмотрение жизнедеятельности (труд, быт, общественная жизнь), часто связанное с рассмотрением качества жизни отдельного человека, социальной группы, общества в целом.
Стиль жизни - это тип поведения людей, где акцент делается на субъективной и динамической стороне жизни отдельного человека.
В социальной психологии выделены и такие важные для профконсультирования понятия, как социальные роли и социальные стереотипы.
Социальная роль (по Д.Миду) - это социальная функция личности, его место в определенной сообщности людей (роль лидера, отверженного и т.п.).

Социальный стереотип (по У. Липману) - это схематизированное представление о каком-либо социальном объекте (о человеке, о социальной или профессиональной группе).

· Еще в Петровскую эпоху известный государственный деятель России Василий Никитич Татищев классифицировал все "науки" (виды труда) по критерию "добра и зла для человека":

o "нужные" науки (экономика, медицина, право);

o "полезные" науки (риторика, грамматика, "мафематика"-арифметика, "землемерие", механика, астрономия);

o "щегольские, или увеселяющие" (поэзия, танцевание, живопись, "вольтежирование"-гарцевание на лошади), служащие больше для получения положения в обществе, чем для дела;

o "любительские, или тщетные" (астрология, физиогномика, алхимия);

o "вредительные" науки (колдовство, ворожба).

· В 20-е гг. нашего столетия Станислав Струмилин предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде:

o автоматический рефлекторный труд (например, вертельщик ручки веялки, ручной мельницы и т.д.);

o полуавтоматический привычный труд (например, труд машинистки, телеграфиста);

o шаблонно-исполнительский труд - по указке (например, работа на станке, работа тапера, конторщика, счетовода);

o самостоятельный труд в пределах задания (например, работа инженера, учителя, врача, журналиста);

· свободный творческий труд (например, работа в области искусства, работа ученого, организатора хозяйства, политического деятеля).

В современной России наиболее известна типология профессий, предложенная Е.А. Климовым, где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда. Все профессии соотносятся с пятью основными группами:

o человек - природа;

o человек - техника;

o человек - человек;

o человек - знаковые системы;

o человек - художественный образ.

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда (иногда пишут - Дж. Холланда), основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды. Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

o реалистический тип (техника, мужские проф.) - Р;

o интеллектуальный тип - И;

o социальный - С;

o конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности) - К;

o предпринимательский - П;

o артистический тип - А.

Предполагается, что определенному личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию работника в своем труде. На таблице представлены примерные соотношения типов личности и типов профессиональной среды (см. табл.).

Таблица  
Тип личности Тип профессиональной среды  
Р И С К П А  
Р ++ + -- + - -  
И + ++ -- + - -  
С -- - ++ - + +  
К + - - ++ + --  
П - -- + + ++ -  
А - + + -- - ++  
Примерное соотношение типов личности и типов профессиональной среды (плюсами и минусами отмечена степень соответствия: "++" - сильно соответствует, "+" - соответствует, "-" - не соответствует, "--" - сильно не соответствует).  

Еще в 1922 г. Э. Шпрангер в своей работе "Основные идеальные типы индивидуальности" выделил следующие интересные для профконсультанта типы в соответствии с преимущественными установками людей: 1) теоретический человек; 2) экономический человек; 3) эстетический; 4) социальный; 5) политический; 6) религиозный.

· Интересную типологию людей предложил отечественный психолог Борис Сергеевич Братусь, использовав для этого такой критерий, как способ отношения к другим людям:

o эгоцентрический человек (другой человек для него рассматривается как вещь);

o группоцентрический человек (другие люди делятся для него на "своих" или "не своих");

o гуманистический человек (просоциальный, ориентированный на пользу для определенной группы людей; здесь принцип - самоценность человека становится всеобщей, откуда следует и другой принцип: нравственность - это основа существования человека);

o духовный, связанный с проблемой конечности и бесконечности жизни; осознание себя и других как существ особого рода, что в итоге приближает человека к божественному, к единению с Богом.

Очень интересную и, на наш взгляд, важную для профконсультанта типологию предложил Э. Фромм. Он выделил два основных типа характера (типа ориентаций) человека: 1) неплодотворную ориентацию и 2) плодотворную. При этом сам "характер - это относительно устойчивая форма, служащая проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции и диссимиляции; ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, составляют суть его характера".

1. Неплодотворные ориентации подразделяются на следующие виды:

o рецептивная ориентация: источник всех благ человека - вовне и главное для такого человека - получить его, чтобы человека "одаривали", "любили" и т.п.; отсюда - вся жизнь превращается в сплошное ожидание, на работе по важным вопросам человек проявляет пассивность и т.п.;

o эксплуататорская ориентация: источник благ - вовне и главное для такого человека - забрать эти блага силой или хитростью, даже когда сам человек обеспечен и объективно в таких благах не нуждается; для эксплуататорского человека важен девиз: "краденый плод - самый сладкий";

o стяжательская ориентация: благо - у самого себя, в себе и главное для "стяжателя" - это сохранить свое благо от других, сэкономить; "сохранить" означает также и память о прошлом и бережное отношение к существующим привязанностям;

o рыночная ориентация, которой Э. Фромм посвящает значительное место в своих работах, может быть охарактеризована следующими высказываниями: а) важно не само благо, а его "меновая стоимость" на "рынке личностных ценностей"; б) материальный успех человека в жизни зависит не от его реальных способностей и мастерства, а "от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалование".

o 2. Плодотворная ориентация

По Э. Фромму, плодотворность (плодотворная ориентация) рассматривается не как активность, приводящая к практическим результатам, и не как ориентация на "успех", а именно "как установка, способ реакции и ориентации в отношении мира и самого человека в процессе жизни... Мы имеем в виде характер человека, а не его успех". В итоге главная ориентация - это ориентация на самого человека, на самого себя... При этом сама плодотворная ориентация подразделяется на деятельную ориентацию, любящую и разумную. Например, Э. Фромм пишет, что "человек любит то, ради чего он трудится, и человек трудится ради того, что он любит".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow