Использование менеджером лишь административно-распорядительных методов может негативно повлиять на процесс управления организацией, поскольку ее работники привыкнут быть пассивными исполнителями чужой воли или будут чувствовать себя дискомфортно и станут ей сопротивляться. С учетом этого, в управлении организацией следует использовать и социально-психологические методы.
Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на межличностные отношения и связи, возникающие в производственных коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. |
Социально-психологические методы используются для решения следующих задач: оптимального побора и расстановки кадров; наиболее рационального формирования персонала; регулирования межличностных отношений в коллективе; повышения эффективности стимулирования деятельности работников; повышения эффективности воспитательной работы в коллективе; укрепления дисциплины.
Особенность социально-психологических методов управления состоит в том, что единоличное воздействие, предпринятое руководителем, нередко превращается в коллективное в зависимости от того, одобряет или не одобряет его коллектив. В первом случае он его усиливает, во втором - ослабляет, а иногда и вовсе сводит на нет.
Социально-психологические методы основываются на использовании моральных стимулов к труду, действуют на личность с помощью психологических приемов с целью превращения административного задания на осознанную обязанность, внутреннюю потребность человека.
Главная цель использования социально психологических методов – формирование в коллективе положительного морально-психологического климат, который активизирует инициативность каждого работника, творческую целенаправленность, самодисциплину.
& | Японские социологи утверждают, что в зависимости от настроения, желания человека работать и от морально-психологического климата в коллективе производительность труда может возрастать или снижаться в 1,5 раза. |
Социально-психологические методы подразделяются на социальные и психологические методы.
Социальные методы управления используются для воздействия на внутри- и межколлективные отношения и индивидуально-личностное поведение на рассматриваемом предприятии. Это обеспечивается посредством управления социальной активностью, социальным нормированием, социальным регулированием, пропагандой и агитацией.
Методы управления социальной активностью используются для решения социальных вопросов благодаря развитию инициативы и творчества отдельных работников, их групп и коллективов. Основными методами управления социальной активностью является поддержка руководителями рационализаторских и новаторских предложений; обмен и распространение передового опыта, использованием различных форм морального стимулирования (благодарности, грамоты, повышение квалификации и др.).
Методы социального нормирования определяют и закрепляют социальные отношения в производственном коллективе и между отдельными работниками предприятия, обеспечивая тем самым благоприятные условия для достижения поставленных целей. К социальным нормам относятся правила внутреннего распорядка, нормы этикета, традиции, ритуалы.
Методы социального регулирования направлены на упорядочение отношений между предприятием, его коллективом и отдельными сотрудниками на основе выявления их общих целей и интересов. К этим методам относят разработку и реализацию уставов предприятия, договоров о сотрудничестве, включающих взаимные обязательства сотрудничающих сторон, установление порядка, распределение благ, очередности их получения и так далее.
Методы пропаганды и агитации состоят в распространении экономических, правовых, эстетических и других знаний, а также передового опыта.
Метод ориентирующих условий состоит в создании обстановки или ситуации, ориентирующих человека в необходимом направлении. В этом случае работник самостоятельно принимает решения о том, что и как он должен сделать для достижения цели.
Методы совершенствования коммуникаций: формирование неформальных отношений в группе, что способствует раскрепощению личности, большее доверие между членами коллектива).
Психологические методы управления призваны обеспечить формирование первичного коллектива соответственно индивидуальным способностям, наклонностям, интересам и с соблюдением психологической совместимости путем регулирования отношений между людьми, воздействия на индивидуальную психологию отдельных работников.
Методы формирования и развития трудового коллектива. Они дают возможность поддерживать на оптимальном уровне количественное соотношение между работниками с учетом их психологической совместимости для регулирования групповых отношений в середине коллектива.
Методы гуманизации отношений в трудовом коллективе. Ориентированы на выработку стиля руководства, культуры управления и организации труда, этики управленческой деятельности, создание оптимальных отношений между подчиненными и руководителем, утверждение принципов социальной справедливости относительно рабочих условий и т.д.
Методы психологической мотивации.
Психологическая мотивации – это воздействие на коллектив или отдельную личность с целью активизации производственной и общественной деятельности. Различают косвенные и прямые виды мотиваций.
К прямым видам мотивации относят следующие:
ü убеждение (аргументированное активное воздействие с помощью логических средств со снятием предубеждений и других психологических барьеров);
ü внушение (целенаправленное воздействие руководителя на подчиненного путем сосредоточенного влияния на его психику с помощью обращения к формальным актам, инструкциям и другому)
ü подражание (воздействие на работника или группу личным примером);
ü вовлечение (психологический прием, с помощью которого все сотрудники становятся непосредственными участниками подготавливаемых решений и других мероприятий);
ü побуждение (высказывания, подчеркивающие положительные качества работников, их квалификацию и опыт, выражающие уверенность в решении ими поставленных задач);
ü принуждение (воздействия, обязывающие выполнять возлагаемые поручения против воли или желания работника, обусловленные производственной необходимостью);
Косвенные виды мотивации различают по формам опосредования:
ü условиями труда (ритмичность, степень нагрузки, сменность, наличие элементов творчества и так далее);
ü элементами системы управления (формы стимулирования, контроля, организационные структуры, положения, должностные инструкции);
ü личностными, социальными и социально-психологическими факторами (психологический климат, характер традиций и другое).
Методы профессионального отбора и обучения – предусматривают соответствие психологических характеристик человека работе, которую он выполняет.