Наказ дозорщику В. Жемчюжникову

31 декабря 1617 г.

Лета 7126-го декабря в 31 день по государеву царе­ву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русин указу память Василью Терентьевичю Жемчюжникову. Ехать ему в Галицкой уезд Паисеева монастыря в вот­чину для того. Били челом государю... Галицкого уезда Паисеева монастыря архимарит Боголеп з братьею, а сказали: в Галицком деи уезде монастырские вотчи­ны все дозираны внове и государевы всякие доходы ныне платят по новому дозору, а их деи Паисеева мо­настыря вотчина не дозирана, и государевы всякие до­ходы платят они по старому окладу, л от того деи их монастырские вотчины крестьяне розбрелись врознь, а та деи их монастырская вотчина от войны литовских людей и от руских воров, и от хлебново недороду за­пустела. И государь бы их пожаловал, велел их мона­стырскую вотчину дозрити. И на челобитной их за приписью диака Ивана Грязева написано: государь пожа­ловал, будет того монастыря вотчина не дозирана, ве­лел вотчину их дозрить тому ж дозорщику, которого ныне указал государь послати для дозору в Галицкой уезд в села матери своей, великой государыни иноки Марфы Ивановны.

И Василью, приехав в Галицкой уезд Паисеева мо­настыря в вотчину, взяти ему с собою тутошних и околь­ных попов, и дьяконов, и старост, и целовальников и крестьян лутчих, сколько человек пригоже, да при тех людех в той Паисеева монастыря вотчине переписати села и деревни, и в них дворы крестьянские жи­вущие и пустые, и починки, и заимища, и во дворех людей по имяном, и у них соседов и подсоседников, и пашню по четям, хто на чем живет, и сенные поко­сы, и бортные угодья, и бобровые гоны, и рыбные лов­ли, и лес и всякие угодья дозрити. А, дозрив, написати в книги подлинно порознь села, и деревни, и починки, и займища, и в них дворы, и во дворех крестьян, и паш­ню паханую, и перелог, и сено, и лес и всякие угодья. А, переписав, положити ему пашню живущую в выти и в сотное письмо против иных монастырских вот­чин, примерясь к прежним дозорщиком и сотным выпи­сям.

А для приправки взяти ему Василью Паисеева мо­настыря у архимарита у Боголепа з братьею с прежних дозорных книг с сотные выписи список, за его архима- ритовою рукою; да тот список оставити у себя впредь для справки и спору.

А которые крестьяня Паисеева монастыря, из вот­чины бежав, живут в государевых дворцовых селах, и в черных волостях, и в патриарших, и в митрополичь­их, и во владычних, и в монастырских вотчинах, и за бояры, и за дворяны и за детьми боярскими в поместь­ях и в вотчинах, и Василью тех крестьян, сыскивая, в тое Паисеева монастыря в вотчину свозить з женами, и з детьми, и со всеми их животы и сажати на старые и на пустые жеребьи, где пригоже. А вновь ни из-за кого беглых крестьян не переимати и в дозорные книги не писати.

Да те дозору своего книги за своею рукою, и за по­повыми и за дьяконовыми руками, которые будут с ним на дозоре, привести к Москве и отдати в Галицкой чети боярину князю Григорью Петровичю Ромоданов- скому да диаку Семену Головину.

А дозирати ему села, и деревни, и починки и зай­мища живущие, и дворы, и пашня паханая в селех, и в сельцех, и в деревнях, и в починках, и в займищах, и на пустошах наезная пашня, и луги, и лес, и пусто­ши, и сенные покосы и всякие угодья самому везде, и смечати накрепко и писати в книги против прежних дозорщиков и сотных выписеи. И тутошних и окольных людей выпрашивати вправду, по государеву... кресному целованью. А живущих дворов пустыми и пашню паханую в перелог и наезжею пашнею не писати, и от того посулов и поминков не имати ни у кого ничево никоторыми дела. Да и того ему Василью розсматривати и проведывати над попы, и над дьяконы, и над крестьяны накрепко, чтоб попы и дьяконы и крестьяне сказывали про крестьян, и про прибылые деревни, и про починки, и про займища, и про всякие угодья вправду, по государеву... кресному целованью, а не лгали; а про беглых и про мертвых крестьян сказывали потому ж вправду, а из дву б и ис трех деревень в одну деревню и из дворов потому ж в один двор не свозили, и пусты­ми тех деревень и дворов не называли; того однолично смотрити и беречи накрепко. А учнет Василей деревни, и починки и займища писати живущие пустыми, а от того учнет имати посулы и поминки, или попы и крестьяне учнут из деревни в деревню или из двора во двор крестьян переводити, а учнут те деревни и дво­ры называти пустыми, а он того накрепко беречь не учнет, а про то сыщетца мимо его, и Василью за то от государя... быти в великой опале и в казни.

Акты писцового дела, т. 1, № 46.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: