31 декабря 1617 г.
Лета 7126-го декабря в 31 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русин указу память Василью Терентьевичю Жемчюжникову. Ехать ему в Галицкой уезд Паисеева монастыря в вотчину для того. Били челом государю... Галицкого уезда Паисеева монастыря архимарит Боголеп з братьею, а сказали: в Галицком деи уезде монастырские вотчины все дозираны внове и государевы всякие доходы ныне платят по новому дозору, а их деи Паисеева монастыря вотчина не дозирана, и государевы всякие доходы платят они по старому окладу, л от того деи их монастырские вотчины крестьяне розбрелись врознь, а та деи их монастырская вотчина от войны литовских людей и от руских воров, и от хлебново недороду запустела. И государь бы их пожаловал, велел их монастырскую вотчину дозрити. И на челобитной их за приписью диака Ивана Грязева написано: государь пожаловал, будет того монастыря вотчина не дозирана, велел вотчину их дозрить тому ж дозорщику, которого ныне указал государь послати для дозору в Галицкой уезд в села матери своей, великой государыни иноки Марфы Ивановны.
|
|
И Василью, приехав в Галицкой уезд Паисеева монастыря в вотчину, взяти ему с собою тутошних и окольных попов, и дьяконов, и старост, и целовальников и крестьян лутчих, сколько человек пригоже, да при тех людех в той Паисеева монастыря вотчине переписати села и деревни, и в них дворы крестьянские живущие и пустые, и починки, и заимища, и во дворех людей по имяном, и у них соседов и подсоседников, и пашню по четям, хто на чем живет, и сенные покосы, и бортные угодья, и бобровые гоны, и рыбные ловли, и лес и всякие угодья дозрити. А, дозрив, написати в книги подлинно порознь села, и деревни, и починки, и займища, и в них дворы, и во дворех крестьян, и пашню паханую, и перелог, и сено, и лес и всякие угодья. А, переписав, положити ему пашню живущую в выти и в сотное письмо против иных монастырских вотчин, примерясь к прежним дозорщиком и сотным выписям.
А для приправки взяти ему Василью Паисеева монастыря у архимарита у Боголепа з братьею с прежних дозорных книг с сотные выписи список, за его архима- ритовою рукою; да тот список оставити у себя впредь для справки и спору.
А которые крестьяня Паисеева монастыря, из вотчины бежав, живут в государевых дворцовых селах, и в черных волостях, и в патриарших, и в митрополичьих, и во владычних, и в монастырских вотчинах, и за бояры, и за дворяны и за детьми боярскими в поместьях и в вотчинах, и Василью тех крестьян, сыскивая, в тое Паисеева монастыря в вотчину свозить з женами, и з детьми, и со всеми их животы и сажати на старые и на пустые жеребьи, где пригоже. А вновь ни из-за кого беглых крестьян не переимати и в дозорные книги не писати.
|
|
Да те дозору своего книги за своею рукою, и за поповыми и за дьяконовыми руками, которые будут с ним на дозоре, привести к Москве и отдати в Галицкой чети боярину князю Григорью Петровичю Ромоданов- скому да диаку Семену Головину.
А дозирати ему села, и деревни, и починки и займища живущие, и дворы, и пашня паханая в селех, и в сельцех, и в деревнях, и в починках, и в займищах, и на пустошах наезная пашня, и луги, и лес, и пустоши, и сенные покосы и всякие угодья самому везде, и смечати накрепко и писати в книги против прежних дозорщиков и сотных выписеи. И тутошних и окольных людей выпрашивати вправду, по государеву... кресному целованью. А живущих дворов пустыми и пашню паханую в перелог и наезжею пашнею не писати, и от того посулов и поминков не имати ни у кого ничево никоторыми дела. Да и того ему Василью розсматривати и проведывати над попы, и над дьяконы, и над крестьяны накрепко, чтоб попы и дьяконы и крестьяне сказывали про крестьян, и про прибылые деревни, и про починки, и про займища, и про всякие угодья вправду, по государеву... кресному целованью, а не лгали; а про беглых и про мертвых крестьян сказывали потому ж вправду, а из дву б и ис трех деревень в одну деревню и из дворов потому ж в один двор не свозили, и пустыми тех деревень и дворов не называли; того однолично смотрити и беречи накрепко. А учнет Василей деревни, и починки и займища писати живущие пустыми, а от того учнет имати посулы и поминки, или попы и крестьяне учнут из деревни в деревню или из двора во двор крестьян переводити, а учнут те деревни и дворы называти пустыми, а он того накрепко беречь не учнет, а про то сыщетца мимо его, и Василью за то от государя... быти в великой опале и в казни.
Акты писцового дела, т. 1, № 46.