Учим говорить правильно
Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет
Пособие для воспитателей, логопедов и родителей
Москва
«Издательство ГНОМ и Д»
От автора
Если 5-летний ребенок хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, может оказаться, что у малыша общее недоразвитие речи. Это сложный дефект, коррекция которого требует немалых усилий со стороны логопеда, воспитателей и, естественно, родителей. Данное пособие является результатом30-летней работы с дошкольниками, имеющими тяжелые речевые нарушения.
Полностью разделяя общепризнанные методические направления формирования речи при ее недоразвитии(Р.Е. Левина, Н. А. Никишина, Г. А. Каше, Г. В. Чиркина и др.), предлагаю авторский подход к проблеме, а также оригинальный практический и наглядный материал.
Логопедов, несомненно, заинтересует выверенный годами, выстроенный в систему годовой план работы (116 тем). В 26 конспектах логопедических занятий практики найдут описание новых, интересных и эффективных приемов коррекционного воздействия.
|
|
Воспитателям и методистам предлагается подробное освящение методических основ коррекционно-воспитательной работы в авторском варианте.
Родители дошкольников, напуганные диагнозом «общее недоразвитие речи», смогут лучше разобраться в этом сложном нарушении. Кроме того, изучив материалы этой книги, родители станут более грамотно, осознанно и действенно участвовать в процессе комплексной коррекции дефекта.
Использование предлагаемого в книге материала даже в самых сложных случаях обеспечивало исправление речевого и сопутствующих нарушений (внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики пальцев рук).
Автор надеется, что данное пособие принесет всем, кто заинтересован в быстром и стойком избавлении ребенка от тяжелого речевого нарушения, заметную пользу.
Особенности работы воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи
Специфика работы воспитателя в группах для детей с ОНР определяется имеющимися у каждого дошкольника:
- речевыми недостатками;
- неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью(внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
- характерологическими особенностями.
В любой специальной группе основное внимание должно уделяться коррекционным процессам. Но поскольку полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития, и так как подавляющее большинство детей с ОНР выпускаются в общеобразовательные школы, необходима реализация программы массового детского сада. Однако нельзя одновременно заниматься всесторонней коррекцией ОНР и сопутствующих нарушений, подготовкой к школьному обучению, а также выполнением возрастной программы массового детского сада в полном объеме. Механическое соединение всех необходимых занятий привело бы к превышению допустимой учебной нагрузки.
|
|
При составлении сетки занятий мы ориентировались:
- на значимость каждого вида занятий для коррекции дефекта;
- установки программы массового детского сада;
- сведения из проекта программы для детей с ОНР (авторы Е. Б. Филичева, Г. В. Туманова);
- психологические и возрастные особенности детей данной категории.