Цели: Учить детей отвечать на вопрос 3—6-словной фразой, строя ее в полном соответствии с порядком слов в вопросе; объединять фразы в рассказ из четырех-пяти предложений с наглядной опорой в виде предметов и объектов с их свойствами и качествами, действий с ними. Развивать внимание и словесно-логическое мышление детей.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед предлагает детям взять свои
стульчики и пройти в умывальную комнату. Здесь дети ставят стульчики перед умывальниками и встают; рядом. Логопед просит детей повторить за ним по три-четыре определения. Признаки называются к предметам, которые логопед берет в руки: (мыло) гладкое, розовое, тяжелое; (полотенце) белое, чистое, легкое; (зубная щетка) красная, длинная, легкая. (При затруднениях подбираются более простые определения и количество их уменьшается.)
1. Логопед объясняет, что сегодня дети опять увидят выступление трех «артистов».
Два мальчика и девочка, действия которых логопед оговорил с ними заранее, подходят к умывальникам. Один мальчик берет щетку, пасту и начинает чистить зубы; другой — моет руки с мылом. Девочка причесывается перед зеркалом.
|
|
Когда «спектакль» окончен, логопед задает всем вопросы, напоминая, что отвечать надо полным предложением, громко и четко:
— Что взял Петя?
— Что взял Витя?
— Что взяла Лена?
— На что Петя выдавил пасту?
— Что намылил Витя?
— Что расчесывала Лена?
— Чем Лена расчесывала волосы?
(Разные вопросы к одному и тому же действию полезны для отработки падежных форм и для работы над фразой.)
2. После детальных и последовательных вопросов логопед просит одного из детей сильной подгруппы рассказать о том, что делали Петя, Витя и Лена. В качестве опорных сигналов можно
использовать предметы, с которыми действовали «артисты». После рассказываний двух-трех ребят можно переходить к физкультурной паузе.
3. Динамическая пауза. Логопед командует: «Правую руку на пояс, левую — вперед, затем правую руку к плечу, левую — вверх» и т. п. (Такие упражнения не только позволяют детям подвигаться,
но и положительно влияют на развитие их внимания.)
4. С целью развития словесно-логического мышления можно предложить игру «К какому предмету подходит действие?» Логопед называет действие, а дети — соответствующий предмет: вытирать... (лицо) полоскать... (рот) чистить... (зубы) вытираться... (полотенцем)
причесываться... (расческой) и т.п.
Можно усложнить игру, предложив найти ошибку в сочетаниях слов: «Расческой чистят зубы», «Полотенцем намыливают руки», «Пастой вытирают лицо» и т. п.
5. Словарная работа. В занятии, где отсутствует образец рассказа, его составление должно следовать сразу же после разбора темы. Словарную работу можно провести после демонстрации объекта.
|
|
В качестве объекта, к которому нужно подобрать определения, на этом занятии можно взять мыло или полотенце. С помощью подсказок логопеда (жестов, опорных слов, слов-антонимов) дети называют 5—6 определений. (Мыло — гладкое, скользкое, тяжелое, белое, ароматное, липкое и т. п.)
Для подбора действий логопед предлагает детям сказать, что можно делать с полотенцем (стирать, гладить, вытираться, вешать, сушить и т. п.). Здесь также логопед помогает детям жестами, словами.
6. Логопед вновь предлагает ребятам вспомнить рассказ о том, что делали Петя, Витя, Леня, и двум-трем детям воспроизвести его целиком. После чего дает, при необходимости, свой вариант
связного, полного рассказа.
7. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.