Тема: Пересказ короткого рассказа с использованием
Фланелеграфа.
Цели: Продолжать учить детей точно и полно отвечать на воп-* рос, строя фразу из четырех-шести слов; пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат действия на фланелеграфе с предметными картинками.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед просит сесть только тех детей, которым он скажет слово «пожалуйста». Задания звучат примерно так: «Леня, сядь, пожалуйста», «Ваня, садись», «Катя, пожалуйста, сядь», «Петя, садись на место» и т. п.
/. Логопед показывает детям большой фланелеграф и объясняет, что сегодня они будут смотреть «телевизор», где появится разные картинка. Затем читает рассказ, поочередно выставляя на фланелеграф те персонажи, о которых говорит:
— Наступил вечер. Вся семья дома. Мама в кресле вяжет шапку. Папа на диване читает газету. Наташа делает гимнастику в своей комнате. А собака Тишка играет с мячиком.
2. Разбор рассказа по вопросам. Логопед просит отвечать детей не только полно и точно, но и обязательно громко, внятно.
Вопросы:
|
|
— Наступило утро или вечер? (Понятие «время суток» на
этом этапе не дается.)
— 1где сидит мама?
— Что мама делает?
— Где сидит папа?
— Что читает папа?
— Что делает папа?
— Где папа читает газету?
— Где мама вяжет шапку? и т. п. (Вопросы предусматривают наращивание фразы.)
3. Словарная работа. Логопед просит детей придумать на следующие вопросы различные варианты ответов и дать их полным предложением: «Что может делать мама? Что может делать
Наташа? Что может делать Тишка?»
За каждый правильный ответ логопед дает ребенку звездочку или фишку.
4. Для уточнения родственных отношений и развития мышления проводится игра «Кто — кому». Логопед задает вопросы:
«Кто Наташа маме? А бабушке?», «Кто папа для мамы? А мама для папы?», «Кто мама для бабушки?», «А кто Наташа для брата Алеши? и т.п.
5. Динамическая пауза. Логопед просит детей представить
действия, которые герои рассказа могут совершать дома и изобразить; как мама подметает кухню, пылесосит комнату, стирает белье; как папа забивает гвозди; как Наташа делает гимнастику; как Тишка спит.
6. Логопед, показывая на картинки, расположенные на фланелеграфе, повторно рассказывает (а не читает!) текст. Трое-четверо ребят выходят к доске и повторяют услышанное.
После каждого рассказа логопед поощряет отвечающих за добавления в нем, выразительность, отсутствие пауз, громкость и четкость ответа и т. п.
7. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.
II период обучения