Сущность межбюджетных отношений, принципы их организации в Республике Беларусь

Бюджетные отношения, составляющие экономическое содержание государственного бюджета, функционируют в определенных формах - общественных и организационных.

Организационными формами функционирования данных отношений являются конкретные виды бюджетов (республиканский бюджет, областные бюджеты, районные бюджеты, бюджеты городов, сельских и поселковых советов).

Воплощая бюджетные отношения в указанных формах, государство организует бюджетные взаимосвязи по централизации бюджетных ресурсов в распоряжение органов власти, наделенных правом представлять интересы государства и от его имени осуществлять определенные функции.

Посредством организационных форм государство «выстраивает» бюджетные отношения применительно к формам государственного и административно-территориального устройства.

Сформированные бюджетные взаимосвязи получают материально-вещественное воплощение в соответствующих фондах денежных средств, образуемых в распоряжении органов государственной структуры. Воздействуя на процессы формообразования бюджетных отношений (путем изменения принципов, методов, способов формирования доходов и расходов, их регулирования и т.п.), государство корректирует установленные бюджетные взаимосвязи, регулирует каналы прохождения бюджетных потоков, уточняет пропорции распределения централизованных ресурсов и обеспечивает управление межбюджетными отношениями, а опосредованно - через бюджетные отношения - экономическими процессами.

Благодаря организационным формам бюджетных отношений становится возможным использование бюджета для обеспечения межтерриториального распределения общественного продукта, регулирования народно-хозяйственных пропорций, управления экономическими процессами на макро- и микро-уровне.

Рассмотрение сторон функционирования межбюджетных отношений позволяет определить местные бюджеты как совокупность форм организации бюджетных отношений, посредством которых часть бюджетных ресурсов государства направляется в распоряжение местных органов власти для обеспечения функций управления местным сектором экономики.

Организацию бюджетных отношений на уровне местного самоуправления следует рассматривать как формирование бюджетных отношений, в которых в качестве субъектов выступают органы местного самоуправления, наделённые государством полномочиями осуществлять функции управления на подведомственной территории от его имени и в его интересах. Данный аспект связан с организацией многочисленных бюджетных взаимосвязей по мобилизации бюджетных ресурсов в распоряжение местных органов и использованию этих ресурсов в соответствии с целями и задачами, вытекающими из функций местных властей. На данном этапе определяется состав расходных функций органов местного самоуправления, обосновываются источники доходных поступлений, разрабатывается порядок формирования доходов и направления расходов. Прошедшие процедуру юридического оформления, созданные бюджетные взаимосвязи трансформируются в систему доходов и расходов местных бюджетов.

Таким образом, межбюджетными отношениями являются отношения между республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления при осуществлении бюджетного процесса.

Регулирование межбюджетных отношений осуществляется в целях обеспечения соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий.

Межбюджетные отношения в Республике Беларусь основываются на следующих принципах:

– разграничения и закрепления доходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;

– распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;

– выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь.

Организация межбюджетных отношений должна обеспечить оптимальное распределение бюджетных потоков между органами местной власти и высшими государственными структурами. При этом необходимо учитывать интересы всех участников бюджетного процесса. Поэтому вопрос о степени централизации бюджетных ресурсов на уровне республиканского бюджета является одним из определяющих в межбюджетных отношениях. При этом нельзя забывать, что местные бюджеты, являясь низовым звеном бюджетной системы, по существу, образуют фундамент этой системы. Следовательно, при организации межбюджетных отношений решается задача достижения соответствия между доходами и расходами государственного и местных бюджетов через упорядочение этих отношений.

Порядок передачи доходов и расходов бюджета. План бюджетного регулирования, порядок его составления

Передача доходов и расходов бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом осуществляется из:

– республиканского бюджета на основании законодательных актов;

– областных бюджетов на основании решения областного Совета депутатов или решения областного исполнительного комитета в пределах прав, предоставленных ему областным Советом депутатов;

– бюджетов базового уровня на основании решения районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов или решения районного, городского (города областного подчинения) исполнительного комитета в пределах прав, предоставленных ему районным, городским (города областного подчинения) Советом депутатов;

– бюджетов первичного уровня на основании решения сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета депутатов или решения сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) исполнительного комитета в пределах прав, предоставленных ему сельским, поселковым, городским (города районного подчинения) Советом депутатов.

На практике бюджетное регулирование сводится к составлению плана отчислений от общереспубликанских доходов и налогов (плана бюджетного регулирования). Такие планы составляются по каждому консолидированному бюджету.

Сложившаяся в современный период практика бюджетного планирования предусматривает также выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы, для чего используется особый показатель (норматив бюджетной обеспеченности на одного жителя) с помощью которого рассчитывается минимальный объем финансирования по здравоохранению и по другим отраслям непроизводственной сферы.

Объем дотаций определяется на основе норматива бюджетной обеспеченности и корректирующих коэффициентов.

Дотация из вышестоящего бюджета в нижестоящий может быть предоставлена только после учета в полном объеме собственных доходов бюджета и регулирующих доходов по необходимым для сбалансированности бюджета нормативов отчислений от доходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: