Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звуков Р и Р'
а) губы находятся в положении следующего за р гласного звука;
б) верхние и нижние зубы на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга;
в) кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует;
г) по середине языка идет сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.
Игры для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению звуков Р и Р'
«Поехали на лошадках»
При открытом рте пощелкайте кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась: работает только язык.
«Вкусное варенье»
«Слизывайте широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогайте.
«Индюки»
При открытом рте производите движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад со звуками бл-бл (как индюк болбочет), стараясь не открывать язык от губы, как бы поглаживая верхнюю губу. Начинать делать эти движения надо медленно, постепенно убыстряя темп.
|
|
«Чьи зубы чище?»
Улыбнитесь, откройте рот и кончиком языка почистите верхние зубы с внутренней стороны (при улыбке у ребенка, видны верхние и нижние зубы). Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась: работает только язык. Движения языка медленные.
«Маляр»
Улыбнитесь, приоткройте рот и погладьте широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок.
«Барабанщики»
Улыбнитесь, откройте рот и постучите кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д-д». Сначала медленно, потом все быстрее. Следите, чтобы рот был все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Игра для обучения и уточнения произношения звуков Р и Р'
«Лошадка»
«Наездник» запрягает «лошадку» и отправляется на прогулку. Заранее расставьте игрушки на пути «лошадки», около которых «наездник» останавливается, говоря «тр-тр-тр...»