(анализ и синтез предложений)
Цель: дать ребенку практическое представление о том, что предложение состоит из слов.
Прочитайте загадки-складки. (Пропущенные слова должен придумать и сказать сам ребенок).
Загадки-складки
Петух с колючим ёжиком
Режут сало острым... (ножиком).
С. Маршак
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой... (мыли).
С. Михалков
Целый день «уа-уа»,
Вот и все её... (слова).
Е. Благинина
Ты не бойся — это гусь.
Я сама его... (боюсь).
Е. Благинина
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему... (штанишки).
3. Александрова
«Придумай сам»
Дайте ребенку две-три предметные картинки. Предложите придумать по ним предложения. Постепенно увеличивайте число картинок. Обратите внимание ребенка на то, что предложения бывают длинные или короткие, в зависимости от количества слов в них.
Игра для развития умения делить слова на части и составлять из частей слова
(Слоговый анализ и синтез слов)
Цель: дать ребенку практическое представление о том, что слово состоит из частей.
«Телеграф»
«Поиграем в телеграф. Телеграфистка отстукивает слова на специальном аппарате, а в другом городе их принимают». Произнесите слово по слогам, сопровождая хлопками, и предложите ребенку повторить. Сначала давайте двухсложные слова, подбирая их по возрастающей степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Постепенно вводите трехсложные и односложные слова (машина, стол, дверь). Только после этого ребенок сможет самостоятельно придумать слова для передачи по «телеграфу».
«Закончи слово»
Возьмите для игры мяч. Встаньте лицом к лицу. Вы произносите начало слова и бросаете мяч ребенку. Он должен бросить мяч обратно и сказать конец слова, например: кош-ка, па-па, ма-ма. Первые два-три слова начинайте и заканчивайте сами, бросая мяч об пол и ловя его.
«Угадайте слово»
Предложите ребенку: «Отгадай слово, которое я передаю по телеграфу» (отстучите два раза). Ребенок должен назвать вам любое двухсложное слово, какое вы могли бы передать. Если же он затрудняется ответить, простучите еще раз и произнесите начало слова.