Креативные люди всегда тяготели к определенным типам сообществ, таким как левый берег Сены в Париже или Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке. Подобные сообщества дают творческие стимулы, разнообразие и богатый опыт, составляющие источник креативности. В настоящее время нам все больше требуется именно такая среда. Даже если сообщество, на котором мы остановили свой выбор, мало напоминает место, где могла бы жить Гертруда Стайн, оно, как правило, удовлетворяет тем же основным критери ям, то есть помогает выразить и упрочить идентичность креативного человека, обеспечивая ему возможность делать свою работу и предоставляя немедленный доступ к широкому кругу удобств и удовольствий соответствующего образа жизни. Мы отдаем предпочтение уже не тесным городским кварталам или отчужденным и безликим пригородам, а сообществам, имеющим свою специфику. Такие сообщества характеризуются кратковременными отношениями и ослабленными связями, позволяющими нам жить по своему усмотрению и практически анонимно, а не так, как предписано традицией.
|
|
Чтобы понять эти перемены, их необходимо рассматривать как часть более масштабных преобразований — как плотно переплетенные элементы единой базовой трансформации, охватывающей все стороны нашей жизни. Данная трансформация — это сдвиг к экономической и социальной системе, основанной на креативности. Многим людям трудно было бы предположить, что изменения во вкусах, связанных с работой, образом жизни и сообществом, могут зависеть от таких всеобщих экономических перемен. Я утверждаю, что эта зависимость существует.