Мягкий контроль

Современный офисный стиль не свалился на нас неведомо откуда — мы са­ми в ответе за сто формирование. Джек Битти из журнала Atlantic Monthly во­все не считает легионы "профессионалов без галстука", тянущих лямку в со­временных офисах, жертвами корпоративного угнетения. Он придумал для обозначения нового положения вещей термин "каннибалистический капи­тализм"4, цитируя слова дизайнера из книги Фрэйзер "Потогонный цех для белых воротничков": "Все мы сами себя пожираем... Вес мы владельцы ак­ций, и в качестве таковых не думаем пи о чем, кроме прибылей. Так что нам некого винить, кроме себя, за тот кошмар, в который превратились наши ус­ловия работы". Как пишет в Fast Company один сотрудник высокотехноло­гичной компании: "Никто не бегает за нами с пистолетом... Похоже, что ра­бочая этика американской новой экономики... делает нас такими продажными, что купить сейчас можно что угодно — предложите только хо­рошую цену!"10Если верить опросу Гэллапа за 1999 год, четверо из десяти американских работников считают себя трудоголиками11. Однако современ­ные условия труда имеют более глубокие корни. В отличие от этих двоих, большинство специалистов даже не имеют в виду деньги. Представители креативного класса работают ради возможности показать, на что они спо­собны, ради признания и уважения, связанного с большой ответственнос­тью. Они работают, потому что хотят участвовать в интересных проектах вме­сте с интересными людьми. Они работают, потому что для креативного человека этим определяются его идентичность и желания.

На современном рабочем месте приняты неявные и изощренные модели контроля, опирающиеся на внутреннюю мотивацию. Когда компании стара­ются подтолкнуть нас к работе различными стимулами и убеждением, а не принуждением и подкупом, они на самом деле склоняют нас трудиться

более усердно — и мы готовы поддаться на этот соблазн. Business Week выража­ет это без обиняков: "Для самых проницательных компаний это не секрет. Вместо того, чтобы заманивать специалистов бонусами при подписании контракта и огромными зарплатами, они пытаются увлечь их эмоциональ­но"12. Я называю это "мягкий контроль".

Очень эффективной формой "мягкого контроля" является постановка сложных проблем. Вспомним, что более двух третей опрошенных в рамках обзора Information Week отдали предпочтение интересной и ответственной работе. Поэтому компании играют на этой мотивации, позволяя "профес­сионалам без галстука" самим определять задачи, брать на себя больше от­ветственности и постоянно повышать уровень проблем, подлежащих реше­нию: запуск новой усовершенствованной продукции, крайние сроки, новые конкуренты. Другая действенная форма "мягкого контроля" — это призна­ние со стороны коллег и давление, ему сопутствующее. Почти одна пятая участников обзора Information Week называют "сотрудничество с талантли­выми коллегами" среди важнейших характеристик своей работы. В новых рабочих условиях действует сложная динамика признания со стороны кол­лег и конкурентного давления, которая помогает способностям креативных специалистов проявиться на полную мощность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: