Из всех стратегий мобилизации креативности на рабочем месте особую популярность приобрели две — "обогащение труда" и "расширение рабочих функций", пропагандой которых занимались такие издания, как Harvard Business Review и Fast Company. В последнее время много говорят о концепции "архитектуры рабочих мест". Согласно статье в журнале Harvard Business Review (1999), "многие талантливые специалисты уходят из организаций, поскольку старшие менеджеры не понимают психологию удовлетворения от груда; они полагают, что люди, демонстрирующие отличные результаты, непременно должны быть довольны своим местом. Звучит вполне логично. Однако в реальности превосходные навыки не обязательно гарантируют удовольствие от работы"7. Потому компании стремятся создавать рабочие места с "индивидуальной архитектурой", отвечающей глубинным интересам сотрудников — как если бы наконец был открыт дзэнский принцип моделирования рабочего задания.
Это похвальное начинание, и попытка приспособить функции работника к его талантам и предпочтениям, безусловно, имеет смысл. Однако архитектура рабочих мест может иметь практический эффект только там, где достаточное внимание уделяется фундаментальным вещам. Как мы видели, люди в большинстве своем не ждут от рабочего места никаких дзэнских откровений: для них важна интересная работа, хорошая зарплата и более или менее компетентное руководство, дающее подчиненным свободу действий. Вопросу эффективной организационной культуры посвящено гигантское количество литературы. Невзирая на весь научный жаргон, из нее явственно следует, что люди креативных профессий и работники интеллектуальною труда одобряют организации с твердыми принципами, четкими правилами, свободой коммуникации, хорошими условиями работы и беспристрастным руководством. Люди не любят полной самостоятельности, но и микроменеджмент им тоже не по вкусу. Они не желают выслушивать приказы, однако нуждаются в управлении.
|
|
Учесть все это составляет немалую проблему. Не приходится сомневаться в одном — по ряду причин креативный труд нельзя регламентировать по принципу тэйлоризма, как механическую однообразную работу на заводе или в офисе прошлых лет. Во-первых, творческая деятельность не носит повторяющегося характера. Во-вторых, поскольку она происходит в уме, ее невозможно наблюдать — а следовательно, и подвергнуть тэйлоризации. Наконец, креативные люди склонны сопротивляться попыткам систематическою контроля. Мы не раз бывали свидетелями этого в университетах, где многим деканам и администраторам пришлось убедиться на горьком опыте, чего стоит желание управлять крайне независимыми профессорами и исследователями.
|
|
Питер Друкер выразил это как нельзя лучше, когда сказал, что работники интеллектуального труда не реагируют на финансовые стимулы, распоряжения и негативные санкции в той степени, которая ожидается от производственных рабочих. Мне особенно нравится замечание Друкера о том, что для мотивации творческих людей нет лучше средства, чем относиться к ним как к "де-факто добровольцам", которые связаны с фирмой приверженностью ее целям и нередко сами рассчитывают принять участие в руководстве и управлении. "Работников интеллектуального труда, — пишет Друкер, — мотивируют те же соображения, что и добровольцев. Как известно, добровольцы должны получать от работы больше удовольствия, чем штатные специалисты, именно потому, что им ничего не платят"8. "Приверженность" в случае креативных специалистов — это понятие очень условное, так что ими руководят, в основном, внутренние стимулы.