НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВОКАЦИИ
Логика абсурда.
Случайная провокация.
Отчеты о научных открытиях всегда выглядят так, как будто процедура открытия была логичной и последовательной. Иногда так оно и есть. В других случаях пошаговая логика является всего только оглядкой назад с целью оценить допущенные в работе промахи. Произошла ошибка или авария, что стало провокацией, послужившей причиной возникновения новой идеи. Антибиотики были открыты в результате загрязнения экспериментальной посуды пенициллиновои плесенью. Говорят, Колумб решился пересечь Атлантический океан только потому, что сделал серьезную ошибку, вычисляя расстояние вокруг света на основании данных древнего трактата.
Сама природа создает такие провокации. Никогда нельзя ожидать, что провокация произойдет сама по себе, так как мышление ее исключает. Ее роль заключается в том, чтобы выдернуть мышление из сложившихся к данному времени шаблонов.
Мы можем сидеть и ждать провокаций или же принять решение создать их намеренно.
|
|
... машины должны иметь квадратные колеса.
... самолеты должны приземляться задом наперед.
… служащие должны сами повышать себя в должности.
По определению абсурдная или нелогичная идея не может существовать в рамках нашего обычного опыта. Следовательно, такая идея лежит вне какого-либо существующего шаблона. Таким образом, провокация вынуждает нас выйти за рамки привычных шаблонов понимания. Пока мы двигаемся вперед от провокации, могут произойти три вещи. Мы, вероятно, не сможем сделать какое-либо движение вообще. Мы можем вернуться к обычным шаблонам. Или перейти к использованию нового шаблона.
Наряду с формальными методами «получения» движения из идеи существуют и формальные пути создания провокации.
Например, один из простых путей получения провокации — утверждение от противного. Вы формулируете что-то, что обычно происходит, и затем утверждаете от противного или переворачиваете утверждение задом наперед.
...Покупатели обычно платят за товары, которые они приобретают. Давайте сделаем это наоборот. Магазин платит клиентам. Это может привести к идее призовых купонов, выдаваемых покупателю. Это могло бы привести к идее, что клиент получает какие-то скидки или подарок за каждую покупку на сумму более 1000 долларов.
Провокации необязательно должны быть абсурдными или нелогичными. Можно относиться к некоторым довольно серьезным идеям как к провокациям. Если появляется идея, которая вам не нравится и которую вы можете сразу же отвергнуть, надев черную шляпу, вы можете вместо этого надеть зеленую шляпу и отнестись к этой идее как к провокации. Всегда можно сделать выбор такого рода.
|
|
Очень простой способ вызвать провокацию — использовать случайное слово. Вы можете загадать номер страницы в словаре, а потом открыть словарь на этой странице. Теперь загадайте номер слова на странице. Например, вы могли бы загадать открыть словарь на 92-й странице, восемь слов вниз. Лучше использовать существительные, чем другие части речи.
Предположим, мы ищем новые идеи, связанные с сигаретами. Случайным оказалось слово «лягушка».
...Итак, «лягушка» стала таким случайным словомдля сигарет. Лягушка умеет прыгать, поэтому представим сигарету, которая сама гаснет через некоторое время. Это могло бы в некоторых случаях предотвратить пожар. Или помочь курильщику покурить чуть-чуть, а затем докурить эту сигарету позже. Это, в свою очередь, рождает новую марку сигарет под названием «мизинцы», которые были бы очень короткими и позволяли курить только две-три минуты.
...Мне нужны какие-нибудь идеи, связанные с телевизорами. Случайное слово — «сыр». Сыр имеет дыры. Телеэкраны имеют дыры. Что бы это могло значить? Давайте придумаем какие-то «окна», которые позволяли бы посмотреть, что сейчас идет по другим каналам, не отрываясь от просмотра выбранного.
Естественно, должна быть причина говорить что-то до того, как оно сказано. Многим людям, наверное, покажется неслыханным, что случайное слово способно помочь решить проблему. Случайность предполагает, что слово не имеет непосредственного отношения к проблеме.
Провокация, как и движение, является основой идиомы мышления с надеванием зеленой шляпы. Во Франции вы говорите по-французски; нося зеленую шляпу, вы используете провокацию и движение как грамматику творчества.