Мышление в зеленой шляпе

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВОКАЦИИ

Логика абсурда.

Случайная провокация.

Отчеты о научных открытиях всегда выглядят так, как будто процедура открытия была логичной и после­довательной. Иногда так оно и есть. В других случаях пошаговая логика является всего только оглядкой на­зад с целью оценить допущенные в работе промахи. Произошла ошибка или авария, что стало провокаци­ей, послужившей причиной возникновения новой идеи. Антибиотики были открыты в результате загрязнения экспериментальной посуды пенициллиновои плесенью. Говорят, Колумб решился пересечь Атлантический океан только потому, что сделал серьезную ошибку, вычисляя расстояние вокруг света на основании дан­ных древнего трактата.

Сама природа создает такие провокации. Никогда нельзя ожидать, что провокация произойдет сама по себе, так как мышление ее исключает. Ее роль заключается в том, чтобы выдернуть мышление из сложив­шихся к данному времени шаблонов.

Мы можем сидеть и ждать провокаций или же при­нять решение создать их намеренно.

... машины должны иметь квадратные колеса.

... самолеты должны приземляться задом наперед.

служащие должны сами повышать себя в долж­ности.

По определению абсурдная или нелогичная идея не может существовать в рамках нашего обычного опыта. Следовательно, такая идея лежит вне какого-либо су­ществующего шаблона. Таким образом, провокация вынуждает нас выйти за рамки привычных шаблонов понимания. Пока мы двигаемся вперед от провокации, могут произойти три вещи. Мы, вероятно, не сможем сделать какое-либо движение вообще. Мы можем вер­нуться к обычным шаблонам. Или перейти к исполь­зованию нового шаблона.

Наряду с формальными методами «получения» дви­жения из идеи существуют и формальные пути созда­ния провокации.

Например, один из простых путей получения про­вокации — утверждение от противного. Вы формулируете что-то, что обычно происходит, и затем утверж­даете от противного или переворачиваете утвержде­ние задом наперед.

...Покупатели обычно платят за товары, которые они приобретают. Давайте сделаем это наоборот. Мага­зин платит клиентам. Это может привести к идее призовых купонов, выдаваемых покупателю. Это могло бы привести к идее, что клиент получа­ет какие-то скидки или подарок за каждую покупку на сумму более 1000 долларов.

Провокации необязательно должны быть абсурдны­ми или нелогичными. Можно относиться к некоторым довольно серьезным идеям как к провокациям. Если появляется идея, которая вам не нравится и которую вы можете сразу же отвергнуть, надев черную шляпу, вы можете вместо этого надеть зеленую шляпу и отне­стись к этой идее как к провокации. Всегда можно сде­лать выбор такого рода.

Очень простой способ вызвать провокацию — ис­пользовать случайное слово. Вы можете загадать но­мер страницы в словаре, а потом открыть словарь на этой странице. Теперь загадайте номер слова на стра­нице. Например, вы могли бы загадать открыть сло­варь на 92-й странице, восемь слов вниз. Лучше ис­пользовать существительные, чем другие части речи.

Предположим, мы ищем новые идеи, связанные с сигаретами. Случайным оказалось слово «лягушка».

...Итак, «лягушка» стала таким случайным словомдля сигарет. Лягушка умеет прыгать, поэтому представим сигаре­ту, которая сама гаснет через некоторое время. Это могло бы в некоторых случаях предотвратить пожар. Или помочь курильщику покурить чуть-чуть, а затем докурить эту сигарету позже. Это, в свою очередь, рож­дает новую марку сигарет под названием «мизинцы», которые были бы очень короткими и позволяли ку­рить только две-три минуты.

...Мне нужны какие-нибудь идеи, связанные с теле­визорами. Случайное слово — «сыр». Сыр имеет дыры. Телеэкраны имеют дыры. Что бы это могло значить? Давайте при­думаем какие-то «окна», которые позволяли бы по­смотреть, что сейчас идет по другим каналам, не отры­ваясь от просмотра выбранного.

Естественно, должна быть причина говорить что-то до того, как оно сказано. Многим людям, наверное, покажется неслыханным, что случайное слово способно помочь решить пробле­му. Случайность предполагает, что слово не имеет не­посредственного отношения к проблеме.

Провокация, как и движение, является основой идио­мы мышления с надеванием зеленой шляпы. Во Фран­ции вы говорите по-французски; нося зеленую шляпу, вы используете провокацию и движение как грамма­тику творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: