АЛЬТЕРНАТИВЫ
Не довольствуйтесь малым.
Пути, варианты и выбор.
Уровни альтернативы.
На уроке математики в школе вы высчитываете сумму и получаете ответ. Затем переходите к следующей задаче. Нет смысла уделять больше времени первой сумме, потому что вы уже получили правильный ответ и лучшего найти не сможете.
У многих людей такое отношение к мышлению сохраняется в дальнейшей жизни. Они перестают думать, как только находят решение какой-то проблемы. Их удовлетворяет первый подходящий ответ. Однако реальная жизнь очень отличается от школьных задач. Обычно существует не один, а больше ответов. Некоторые решения подходят больше, чем другие: они более надежны, более реальны или требуют меньших затрат. Нет никаких причин полагать, что первый ответ лучше других возможных. Может быть, если нужно решить огромное количество проблем за очень короткое время, и имеет смысл довольствоваться первым подходящим решением, но не в других случаях. Вам бы понравилось, если бы врач назначил вам первый же пришедший ему на ум вариант лечения и на этом его размышления закончились бы?
Итак, мы принимаем во внимание первый ответ, учитывая, что к нему всегда можно будет вернуться. Затем мы рассматриваем альтернативы и ищем другие решения. Когда у нас накапливается достаточное количество подходящих решений, мы можем выбрать самое лучшее из них, взглянув на эти решения с точки зрения наших потребностей и возможностей.
Теперь мы подходим к тому, что является наиболее сложным в любой креативности, — творческой паузе. Творческая пауза возникает только тогда, когда мы решаем ее сделать.
Однажды я потратил десять минут, с трудом пытаясь выключить будильник, который на самом деле не звонил. Я не остановился, чтобы задуматься над тем, что звук мог издавать другой будильник.
Творческая пауза начинается тогда, когда мы говорим: «Нет очевидной причины, по которой я должен был бы сделать сейчас паузу и подумать над альтернативными вариантами решения. Но я ее сделаю».
В общем, мы настолько ориентированы на проблемы, что когда их нет, то предпочитаем двигаться дальше гладко, не сталкиваясь с препятствиями, вместо того чтобы остановиться и уделить больше времени мыслительной работе ради своей же пользы.