Мышление в синей шляпе. Задавать правильные вопросы

ФОКУСИРОВАНИЕ

Задавать правильные вопросы.

Определить проблему.

Ставить задачи для мышления.

Фокусирование — одна из ключевых ролей синей шляпы. Разница между хорошим и слабым мыслите­лем часто заключается в способности сосредоточивать­ся. О чем следует размышлять? Недостаточно просто осознавать широкое предназначение мышления.

...Мы хотим сфокусироваться на подготовке спект­ра возможных действий в ответ на снижение цены нашими конкурентами.

...Давайте сфокусируемся на том, чего каждый из нас ожидает от этого отпуска.

Фокус может быть широким или узким. Широкий фокус может иметь несколько конкретных объектов фокусирования. Важный аспект внимания — оно долж­но быть озвучено в определенной манере. Мышление в синей шляпе должно использоваться для того, чтобы определять цель сосредоточения. Время, уделенное размышлениям о мышлении, не потрачено зря.

...Я надеваю свою синюю шляпу и говорю, что мы заплыли очень далеко от того, над чем собирались поразмышлять. У нас действительно есть много инте­ресных идей, но ни одна из них не относится к перво­начальному фокусу. Мы должны вернуться к нему. Есть ли еще комментарии из-под синей шляпы?

Постановка вопроса — самый простой способ фоку­сирования мышления. Очень часто говорят, что пра­вильная постановка вопроса может быть самой про­стой частью мышления. К сожалению, намного легче задавать правильные вопросы, оценивая прошедшие события, после того как ответ уже был дан. Тем не менее обращать внимание на широту и фокус вопроса — важ­ный аспект мышления в синей шляпе.

Есть изучающий, наводящий вопрос (как надевание наживки на крючок, хотя не из­вестно точно, кто клюнет). Есть внезапный вопрос, кото­рый используется для проверки точки зрения. На него может быть дан лишь прямой ответ «да» или «нет» (это как целиться в птицу и попасть либо промахнуться).

...Вопрос не в том, сколько мы сделаем, а в том, ко­гда мы это сделаем. Важно определить время. Какие факторы мы должны учитывать, выбирая время?

...Вопрос в том, действительно ли клиент понял налоговые преимущества или же они просто предоста­вили продавцам удобную стартовую площадку для продажи страховки.

На самом деле проблемным является лишь один, особый тип вопросов: как мы этого добьемся? Опреде­ление проблемы важно, в противном случае решение может быть неподходящим или неверным. Действи­тельно ли это проблема? Почему мы хотим решить эту проблему? Какая проблема лежит в основе?

...Холодная погода на самом деле не проблема. Про­блема — восприятие ее людьми. Вот что мы можем изменить.

...Проблема не в том, что у нас нет снега, а в том, что у нас нельзя кататься на лыжах. Поэтому мы сажаем людей в автобусы и везем туда, где есть снег.

Одной из ролей мыслителя, надевшего синюю шля­пу, является также определение конкретных задач. Эта роль становится даже более важной, когда мыслитель думает в одиночестве.

...Определите цель этой встречи. Какой результат мы считали бы успешным?

...Начните с перечисления пунктов соглашения меж­ду двумя сторонами.

Мыслительная задача может быть размером с иго­лочное ушко или же очень широкой. Она может требо­вать конкретного достижения или касаться информа­ции в конкретной области.

...Мне просто нужны какие-нибудь исследователь­ские идеи о бизнесе покупок по каталогам.

...Как бы нам узнать, была ли их стратегия успеш­ной?

...Почему мы испытываем трудности в выборе меж­ду этими альтернативными решениями?

Если мыслительная задача не может быть решена, следует выявить ошибки.

...Мы не нашли объяснения роста потребления сла­достей. Мы должны вернуться к этому позже и поис­кать какую-нибудь гипотезу, поддающуюся проверке.

Мыслитель в синей шляпе придерживается цели и говорит: «Вот она. Стреляйте в этом направлении».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: