УПРАВЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЕМ
Мышление о мышлении.
Инструкции для мышления.
Организация мышления.
Управление другими шляпами.
Представьте себе пульт управления. Управляет этим пультом некто одетый в синюю спецодежду и синюю шляпу.
Надевая синюю шляпу, мы больше не думаем об объекте; мы начинаем думать о мышлении, необходимом для изучения этого объекта. Синий цвет символизирует обзорный контроль, так как небо покрывает все. Это холодный цвет отрешенности, обладающий властью.
Нося синюю шляпу мышления, мы говорим себе (или другим), какую из пяти шляп надеть. Компьютеры действуют в соответствии с программами, которые «говорят» им, что делать в этот и следующий моменты. Синяя шляпа программирует человеческое мышление.
В синей шляпе мы можем составить план мышления, в деталях описывающий, что должно происходить и в какой последовательности. Мы также можем использовать синюю шляпу, чтобы давать сиюминутные инструкции. Балет предполагает наличие хореографа, который превращает отдельные движения в последовательный танец. Когда нам нужен хореограф, который руководил бы движениями нашего мышления, мы надеваем синюю шляпу.
|
|
Такое понимание формально структурированного мышления очень отличается от понимания мышления как саморазвивающейся дискуссии, не имеющей всеобъемлющей структуры.
Мышление часто бывает пустой болтовней, а также реакцией на то, что время от времени всплывает на поверхность.
Существует некое ощущение цели, но оно никогда не озвучивается ни как общая задача, ни как одна из подзадач. Предложения, суждение, критика, информация и чистая эмоция смешаны вместе в своего рода мыслительное ассорти.
Было бы хорошо, если бы большая часть картографического мышления была проделана до того, как возникли разные точки зрения. Так происходит лишь изредка. Мыслитель быстро оглядывается в поисках точки зрения, основанной на опыте и предубеждениях, а затем ищет, как бы улучшить этот взгляд посредством спора. Типичный пример — традиционный метод написания сочинений в школе. Ученику предлагают изложить свой вывод в первой строчке сочинения, а затем на нескольких страницах доказать его. Мышление используется для поддержки, а не для исследования. То же самое происходит с политиками и в зале суда. Обе стороны начинают с заранее установленных позиций.
Если мы собираемся использовать картографический тип мышления, нам нужно иметь структуру. Нападение и защита больше не могут составить структуру. Так же как исследователю нужен какой-то план процедуры, так и мыслителю требуется определенная организованная структура.
|
|
Структура мышления в синей шляпе может предоставить план того, что должно происходить в каждый момент дискуссии, — что-то похожее на компьютерную программу. Еще чаще мышление в синей шляпе контролирует мышление дискуссионного типа таким же образом, как кучер контролирует бег лошадей, изменяя время от времени их направление.
Следует сказать, что мышление в синей шляпе не ограничивается правилами использования других шляп. Синяя шляпа может быть использована для организации других аспектов мышления, таких как оценка приоритетов или перечисление ограничений.