Синяя шляпа

УПРАВЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЕМ

Мышление о мышлении.

Инструкции для мышления.

Организация мышления.

Управление другими шляпами.

Представьте себе пульт управления. Управляет этим пультом некто одетый в синюю спецодежду и синюю шляпу.

Надевая синюю шляпу, мы больше не думаем об объекте; мы начинаем думать о мышлении, необходи­мом для изучения этого объекта. Синий цвет символи­зирует обзорный контроль, так как небо покрывает все. Это холодный цвет отрешенности, обладающий властью.

Нося синюю шляпу мышления, мы говорим себе (или другим), какую из пяти шляп надеть. Компьютеры действуют в соответствии с програм­мами, которые «говорят» им, что делать в этот и следу­ющий моменты. Синяя шляпа программирует челове­ческое мышление.

В синей шляпе мы можем составить план мышле­ния, в деталях описывающий, что должно происходить и в какой последовательности. Мы также можем ис­пользовать синюю шляпу, чтобы давать сиюминутные инструкции. Балет предполагает наличие хореографа, который превращает отдельные движения в последо­вательный танец. Когда нам нужен хореограф, кото­рый руководил бы движениями нашего мышления, мы надеваем синюю шляпу.

Такое понимание формально структурированного мышления очень отличается от понимания мышления как саморазвивающейся дискуссии, не имеющей все­объемлющей структуры.

Мышление часто бывает пустой болтовней, а также реакцией на то, что время от времени всплывает на поверхность.

Существует некое ощущение цели, но оно никогда не озвучивается ни как общая задача, ни как одна из подзадач. Предложения, суждение, критика, информа­ция и чистая эмоция смешаны вместе в своего рода мыслительное ассорти.

Было бы хорошо, если бы боль­шая часть картографического мышления была проде­лана до того, как возникли разные точки зрения. Так происходит лишь изредка. Мыслитель быстро огля­дывается в поисках точки зрения, основанной на опы­те и предубеждениях, а затем ищет, как бы улучшить этот взгляд посредством спора. Типичный пример — традиционный метод написания сочинений в школе. Ученику предлагают изложить свой вывод в первой строчке сочинения, а затем на нескольких страницах доказать его. Мышление используется для поддерж­ки, а не для исследования. То же самое происходит с политиками и в зале суда. Обе стороны начинают с заранее установленных позиций.

Если мы собираемся использовать картографичес­кий тип мышления, нам нужно иметь структуру. На­падение и защита больше не могут составить струк­туру. Так же как исследователю нужен какой-то план процедуры, так и мыслителю требуется определенная организованная структура.

Структура мышления в синей шляпе может предо­ставить план того, что должно происходить в каждый момент дискуссии, — что-то похожее на компьютерную программу. Еще чаще мышление в синей шляпе контролирует мышление дискуссионного типа таким же образом, как кучер контролирует бег лошадей, из­меняя время от времени их направление.

Следует сказать, что мышление в синей шляпе не ограничивается правилами использования других шляп. Синяя шляпа может быть использована для орга­низации других аспектов мышления, таких как оценка приоритетов или перечисление ограничений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: