Зародження системи національної політичної економії в Німеччині ( Ф. Ліст.).Етапи розвитку та основні положення історичної школи

Историческая школа — это немецкое явление, отразившее спе­цифику социально-экономического развития страны.

В Германии возникла историческая школа, которая в своем развитии прошла два этапа. Поэтому разли­чают «старую» (40-60-е годы XIX в.) и «новую» (7():е годы XIX в. -- 20-е годы XX в.) исторические школы.

"Старая" историческая школа. Основателями ее были Вильгельм Георг Фридрих Рошер (1817—1894), Бруно Гильдебранд (1812 - 1878), Карл Книс (1821-1898).

Отличия

• Формировалась в условиях экономической и политической раздробленности Германии, слабого развития национальной индустрии, отсутствия единственного внутреннего рынка и тому подобное.

• Отрицала общие законы экономического развития та необходимость теоретического анализа.

• Подменяла экономическую теорию историей национального хозяйства, предоставляла приоритет эмпирическому методу исследований и факто сбору.

В начале 70-х годов проявилась «новая», или «молодая», исто­рическая школа, лидером которой стал профессор Галльского, Страсбургского и Берлинского университетов Густав Шмеллер (1838—1917). Широкую известность приобрели также работы Луйо Брентано (1844 -"193 О, Карла Бюхера (1847-1930). Адольфа Вагнера (1835-1917), Альберта Эбврхарда Шеффле (1831 - 1903).

Отличия

• Формировалась в условиях экономического и политического объединения Германии, усиления движения рабочего и заострения социальных проблем.

• Признавала существование объективных экономических законов, однако отрицала их открытие путем логических обоснований.

• Полемизировала с неоклассиками (австрийской школой), марксизмом; пропагандировала идеи классового мира и социального партнерства.

• Распалась на два течения (консервативную и буржуазно либеральную)

В отличие от старой, молодая историческая школа не отрицала наличие общих экономических законов, но утверждала, что эти за­коны должны быть открыты на основе сбора эмпирического матери­ала, наблюдений, индукции.

Молодая историческая школа поставила перед собой задачу создания «реалистической» экономической теории, объясняющей с по­мощью исторического метода организацию экономической жизни каждой нации.

На рубеже XIX--XX вв. историческая школа обратилась к изуче­нию противоречий рыночной экономики, привлекла внимание экономической науки к вопросу о необходимости корректировки рыночного механизма посредством государственного вмешательства.

Общее

• Исторический метод исследования.

•Негативное отношение к доктринальным положениям классической политической экономии.

•Невосприятие утопического социализма, марксизма.

•Защита принципов рыночного ведения хозяйства и эволюционной формы развития общества.

•Признание первенства национальных интересов, исследования национального хозяйства с учетом его исторического развития.

• Обоснование приоритетной роли государства в достижении общенациональной цели и социального согласия

Теоретико-методологічним подпочвой формирования немецкой исторической школы стало учение выдающегося мыслителя, политика и государственного деятеля, активного поборника национального единства Германии Фридриха Листа (1789— 1846).

Исходной в теоретическом построении мыслителя была идея превращения Германии на индустриально развитое государство, способное к внешнеэкономической экспансии. "Национальная система политической экономии" была посвящена обоснованию неотложной потребности в защите "чрезвычайных интересов" Германии и других континентальных государств с целью преодоления "островного господства Англии". Следовательно, по мнению многих исследователей, в противовес классике Ф. Лист разработал не просто "национальную", а "геополитическую экономию", призванную способствовать решению общих для континентальных стран проблем.

Труд немецкого исследователя состоит из 4 книг:

Книга 1. "История" посвящена исследованию экономической истории разных стран с учетом проблем реализации национальных интересов.

Книга 2. "Теория" содержит изложение основных идей теоретической системы Ф. Листа ("национальной системы политической экономии").

Книга 3. "Системы" посвящена истории экономической мысли и

практическому анализу идей классической школы.

Книга 4. "Политика" содержит изложение истории торговой политики европейских государств и рекомендации относительно экономической политики, которую должна, по мнению автора, проводить Германия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: