Масла для двигателей, работающих на газовом топливе
В двигателях внутреннего сгорания можно применять более дешевые топлива -сжатый природный газ (CNG - compressed natural gas, давление до 20,0 МПа) или сжиженный нефтяной газ (LPG - liquefied petroleum gas, давление до 1,6 МПа). Газовые топлива хранятся в специальных баллонах высокого давления, а газ из баллона через редуктор подается в систему питания двигателя, где смешивается с воздухом и сжигается.
Температура в камере сгорания газового двигателя поднимается выше, чем в бензиновых или дизельных двигателях, поэтому повышается возможность образования окисей азота и нагара. Масла, применяемые для газовых двигателей, должны иметь повышенную стойкость к термической деструкции и улучшенные моющие свойства. Кроме того, такие масла должны иметь меньшую сульфатную зольность (до 0,5%), чем обычные. Для этих целей применяются масла API SF, API CD, API CC/SE и др. Некоторые производители автомобилей выдвигают свои требования, например MAN M 3271, DAF MAT 70310, MB 226.9.
Многие нефтекомпании производят специальные масла, предназначенные для газовых двигателей.
|
|
Масла для холодного климата (арктические масла)
Арктические масла (arctic oils), предназначенные для работы при температурах окружающей среды ниже минус 40°С, готовятся на основе низковязких синтетических масел или минеральных масел с гидрокаталитической депарафинизацией. Они должны отличаться низкой температурой застывания. Их классы вязкости SАE OW-.... SАE 5W-... Кроме того, состав арктических масел несколько отличается от нормальных масел, так как не все присадки могут работать при очень низкой температуре, особенно это относится к модификаторам вязкости. На документах и на этикетке ставится отметка об арктическом назначении масла. В американских маслах может еще находится ссылка на военную спецификацию MIL-L-46167B.
Большинство новых, синтетических масел классов вязкости SАE OW-30, SАE 5W-30 и другие могут быть применены для легковых автомобилей в арктических регионах страны.
Для дизельных коммерческих машин выдвигаются более строгие требования к низкотемпературным свойствам.
Масла для приработки (обкатки) двигателей.
Поверхности трения новых или отремонтированных деталей двигателя бывают шероховатыми, не приработанными. Ввиду этого увеличивается сила трения и износ, появляется возможность задиров или прихватывания. Для улучшения взаимной приработки поверхностей трения, сначала допускается только работа двигателя без большой нагрузки. Во время обкатки применяются специальные масла, называемые "маслами обкатки" (гип-ning-in oils). Они обычно содержат больше разделительных присадок с активными соединениями хлора, фосфора и серы. После некоторого времени масла обкатки заменяются на обычные.
|
|
Тракторные масла
Тракторными маслами называются масла и гидравлические жидкости, применяемые для двигателей, трансмиссий, гидравлических передач и механизмов на всех самоходных рабочих машинах - тракторах, бульдозерах, экскаваторах, строительных, сельскохозяйственных. В описаниях масел на английском языке эти машины называются по-разному:
• трактора (tractors);
• машины для землеройных работ (ЕМУ - earth moving vehicles);
• строительные машины (construction equipment machinery);
• внемагистральные машины (off-highway equipment);
• сельскохозяйственные машины (agricultural equipment, machinery; farming equipment);
• самоходные, мобильные машины (self-propelled machines, mobile equipment);
• промышленные машины (industrial machinery) и др.
Эти машины выделяются большим разнообразием назначения, конструкций, рабочих и управляющих механизмов и специфическими условиями эксплуатации. Особенности рабочих машин:
• разнообразие назначения:
транспортировка; строительные и дорожные работы; погрузка и разгрузка; земляные работы; уборка урожая;
• другие сельскохозяйственные и лесные работы;
•трактора могут быть оборудованы установленными на них или прицепленными к ним машинами-орудиями - сельскохозяйственными, строительными, дорожными, подъемными или др.;
•механические, гидромеханические и гидравлические приводные и управляющие механизмы имеют большие коробки передач и разделительные коробки, планетарные передачи, усилители, блокирующие устройства и др., поэтому масла и жидкости для этих агрегатов и механизмов должны соответствовать специфическим требованиям к качеству, которые регламентируются большим числом спецификаций изготовителей оригинальных машин (OEM). Например, крупные компании по производству тракторов ''Caterpillar", "Ford", "John Deere", "Massey-Ferguson", "Case IH" и др. выпускают свои спецификации по тракторным маслам, в которых предусматриваются дополнительные испытания качества масла;
• управление рабочими механизмами все больше выполняется гидравлическими передачами, это приводит к увеличению емкости гидравлических систем (для некоторых тракторов - до 80-190 л);
• с целью возможности общего применения масел в гидравлических механических передачах и фрикционных механизмах, требуется увеличение их универсальности;
• широкий диапазон скоростей движения и большая передаваемая мощность, требует обеспечения переключения передач без отключения (powershiß);
• на тракторах применяются мокрые (погруженные в масло) мощные фрикционные тормоза и сцепления, для которых необходимы специальные фрикционные свойства масел, чтобы обеспечить плавную работу без рывков и вибрации;
• неблагоприятная окружающая среда - пыль, грязь, снег, повышает вероятность загрязнения масел, увеличивается значение моющих и противоизносных свойств масла;
• широкий диапазон рабочей температуры требует применения масел с высоким индексом вязкости;
• долгосрочные перерывы в работе машин и их содержание под открытым небом, требуют высоких антикоррозионных и защитных свойств.
Двигатели. На тракторы и другие самоходные машины обычно устанавливаются дизельные четырехтактные, а иногда - двухтактные дизельные двигатели. Из-за специфических условий эксплуатации не все автомобильные моторные масла могут применяться для тракторов, поэтому некоторые фирмы выпускают специальные тракторные масла. Основными классами для дизельных двигателей тракторов и других немагистральных машин являются API CF и АСЕА EІ, АСЕА Е2.
Универсальность масел. На рынке имеется много масел и жидкостей, предназначенных для тракторных двигателей, трансмиссий, гидравлических механизмов. Применение масел определенных марок обычно является обязательным в течение гарантийного срока. Широкий ассортимент затрудняет работу станций техобслуживания и увеличивает возможность ошибок. Поэтому проявляется тенденция со стороны изготовителей масел и тракторов, к применению универсальных масел, пригодных для всех агрегатов, включая двигатель, гидравлические механизмы и трансмиссии. Современная технология производства масел позволяет изготавливать многоцелевые масла (multifunctional lubricants). Становится возможным применение одного масла на всех машинах (включая тракторы и автомобили) любого хозяйства. Выпускаются масла разной степени универсальности, чтобы у потребителя был выбор - цена или качество. Универсальные тракторные масла разделяются по универсальности и назначению на:
|
|
• STOU (Super Tractor Oil Universal) - суперуниверсальные тракторные масла для дизельных и бензиновых двигателей, как с турбонаддувом так и без него, а также для механических и гидромеханических передач (включая передачи с мокрыми тормозами);
• UTTO (Universal Tracior Transmission Oil) - универсальные трансмиссионные масла для всех передач (включая с мокрыми тормозами) и для гидравлических механизмов;
• ТО U (Tractor Oil Universal} - универсальные трансмиссионные масла только для механических передач (без мокрых тормозов) и для гидравлических механизмов;
• THF - (Tractor Hydraulic Fluid) - тракторная гидравлическая жидкость (масло).
Для тракторов, как и для других транспортных средств, широко применяются и обычные (неуниверсальные) моторные, трансмиссионные, гидравлические и другие масла, только, как 6\Ілб отмечено выше, с специальными надписями, указывающими возможность применения этих масел для тракторов.