V. Мифопоэтическое пространство

Пространство — один из важнейших элементов мифопоэтической архаичной модели мира. Основные характеристики мифопоэтического пространства: качественная разнородность, одухотворённость, заполненность вещами, неразделённость пространства и времени(В. Н. Топоров). Пространство и не-пространство. Примеры языковой мифологии. Космизованность и эстетическая отмеченность пространства. Универсальные и специфические характеристики пространства. Пространство земледельческих культур и культур кочующих охотников. Вертикальная и горизонтальная структуры пространства. Оппозиция верх—низ. Символика верхнего и нижнего миров. Объектная структура пространства. Семантическое обживание пространства. Пространство своё и чужое. Сакральные пространственные «точки». Образы центра: мировое древо, мировая гора, мировая ось, пуп земли, середина мира, крест, храм, алтарь. «Пределы» пространства.

Небо как абсолютное воплощение верха, важнейшая часть космоса. Основные характеристики неба: недоступность, огромность, величие, трансцендентность (Н. В. Брагинская). Мужское и женское воплощения неба. Небо как образ абсолютной духовности. Мотив священного брака неба и земли. «Материалы» неба [камни, металлы и др.] и небесные формы [шатёр, палатка, купол, плита и др.]. Небо как «хлябь небесная». Образ «небесного океана». Небо — обиталище богов. Персонификация небесных божеств, их атрибуты. Представления о многоуровневом небе. Мотив странствия на небо. Изоморфизм космоса и человеческого тела. Символика головных уборов правителей. Параллелизм верха и низа в микро- и макрокосме. Концепция божественности неба. Семантический комплекс неба: «верх—благо—власть–непостижимость—вечность» (Н.В. Брагинская). Воплощение мифологического неба в архитектуре, градостроительстве, прикладном искусстве, бытовых предметах.

Загробный мир. Оппозиция «тот» свет и «этот» в горизонтальной и вертикальной модели мира. Местонахождение загробного мира. Двойственное отношение к смерти [изоляция и сохранение покойника]. Смерть как общий мифологический образ. Причины происхождения смерти [«от противного», идея прецедента, идея наказания и др.]. Аналогия смерть — сон. Смерть как олицетворенный образ. Смерть как отличительный признак людей. Мифологическое расчленение покойника на погребённое тело и дух, обитающий в загробном мире. Загробное путешествие. «Средства передвижения» и «материалы» пути. Преграды и опасность «входа». Классификация умерших. Персонажи загробного мира [старуха, царь, демоны, сторож и др.].

Смерть как метаморфоза. Учения о метампсихозе и реинкарнации. Ритуальное обеспечение представлений о загробной жизни. Формирование оппозиции: мир грешный, телесный — мир духовный, «град божий». Образы рая и ада [«райское блаженство» и «адские муки»]. Идея загробного воздаяния. Образы загробного мира в сказках и архаическом эпосе.

Пещера как сакральное укрытие, убежище. Пещера и «иной мир», «царство смерти». Основные характеристики пещеры: аморфность, непроницаемость, «спутанность» (В. Н. Топоров). Пещера и персонификация огня и света. Обитатели пещеры [стихии дождя, ветра, чудовища, животные]. Пещера как земное лоно. Пещера и мировая гора. «Пещерные» образы архитектуры [святилища, храмы, апсиды, гроты]. Пещера и дом. Дом как защищающее пространство. Мифологическая символика двери и окна как наименее защищённых мест здания. Окно как мифологический символ, выражающий оппозицию видимый — невидимый, внутренний — внешний, риск — безопасность. Окно как «нерегламентированный вход в дом» (М. Н. Соколов). Окно как глаз дома. Символика окна как образа света. Окно и солнце [солнечное око]. Мотив похищения из окна. Окно в сюжетах о любовных свиданиях. Традиция украшения окна и двери. Воплощение мифологической символики окна в изобразительном искусстве [готическая «роза», «виды из окна», отражение окна в стеклянных сосудах, зеркалах, «слепые» дома XX века и др.].

Путь — образ связи между точками пространства. Трудность пути как его основное качество. Начало и конец пути. Предметная выраженность пути. Изменение статуса персонажа, отправившегося в путь. Путь как пространственно-временной классификатор. Ритуальные функции пути. Путь вертикальный и горизонтальный. Два вида горизонтального пути: к сакральному центру и на периферию. Путь как преодоление. Мотив перекрёстка. Путь как образ вечности. Метафорические толкования пути: путь — поведение, путь — учение, путь — мудрость, путь — грех, путь — самопознание.

Мост как наиболее сложный участок пути. Мотив мощения мостов. Особый ритуал постройки мостов. Отмеченность начала и конца моста. Статус «мостовщиков». Строительные «материалы» мостов: хрусталь, явор, стекло и др. Горизонтальная и вертикальная направленность мостов.

Лестница — образ связи верха и низа. Космическая лестница [лестница вверх и вниз]. Лестница как «шкала, задающая размеры Вселенной по вертикали» и иерархию божественных персонажей (В. Н. Топоров). «Материалы» лестницы. Образ духовной лестницы. Ритуал перебирания чёток. Символические значения лестницы.

Река как разновидность пути. Космическая [мировая] река; Река мифологическая и реальная. Море [озеро] как вариант мировой реки. Река как элемент мифологической классификации. Река и мировой океан. Реки подземного мира [Лета, Стикс, Ахеронт]. Сакрализация речных имён [Ганг, Янцзы, Днепр, Волга и др.]. Речные персонажи. Река и Речь. Образ реки в сказочном фольклоре. Символические значения реки. Мифологема реки в последующих культурах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: