Яков ильич френкель

(1894 – 1952)

Советский физик-теоретик. Научные работы относятся к физике твердых и жидких тел, квантовой теории поля, магнетизму. Первый сформулировал основные концепции квантовой теории электропроводности, независимо от Н.Бора разработал капельную модель ядра, развил теорию контактных потенциалов и поверхностного натяжения металлов, независимо от В.Гейзенберга разработал квантовомеханическую теорию ферромагнетизма. Развил теорию движения атомов и ионов в кристаллах, ввел понятия «дефектов по Френкелю», дырочной проводимости, предложил идею экситонов. Разработал кинетическую теорию жидкостей. Сформулировал основы деления тяжелых ядер, предсказал спонтанное деление тяжелых ядер.

492. «Чем сложнее рассматриваемая система, тем, по необходимости, упрощеннее должно быть ее теоретическое описание… Физик-теоретик в этом отношении подобен художнику-карикатуристу, который должен воспроизвести оригинал не во всех деталях, подобно фотографическому аппарату, но упростить и схематизировать его таким образом, чтобы выявить и подчеркнуть наиболее характерные черты. Фотографической точности можно и следует требовать лишь от описания простейших систем. Хорошая теория сложных систем должна представлять собой лишь хорошую «карикатуру» на эти системы, утрирующую те свойства их, которые являются наиболее типическими, и умышленно игнорирующую все остальные – несущественные ─ свойства». – Цит. по: [ 114, 390].

493. «Нормальное состояние всякой мертвой системы есть состояние устойчивого равновесия, в то время как нормальное состояние всякой живой системы, с какой бы точки зрения она ни рассматривалась (механической или химической), есть состояние неустойчивого равновесия, в поддержании которого и заключается жизнь».

494. «Аналогия, если обращаться с ней с должной осторожностью, представляет собой наиболее простой и понятный путь от старого к новому; не следует лишь забывать, что всякая аналогия, если только она не является физическим тождеством, имеет определенные границы. Истинно новое нигде не содержится в старом, и, познавая законы природы, мы должны научиться видеть не столько старое в новом, сколько новое в старом, рассматривая последнее как приближенную форму первого». [ 141, 6].

494а. «Научное сознание всегда терзается двумя противоречивыми тенденциями: прогрессивной, или революционной, тенденцией открывать новые факты и консервативной, или реакционной, тенденцией сводить их к знакомым, привычным представлениям, т.е. объяснять их в рамках старой схемы. В результате мы подошли к двум первым звеньям гегелевской триады, характеризующей ход мышления – тезис и антитезис. Третье звено – синтез – выражается в тенденции к обновлению старой схемы и осмыслению новых фактов совместно с известными ранее в новой схеме, которая должна быть шире предшествующей. Поэтому прогресс в наших знаниях включает в себя возрастающую унификацию нашего понимания явлений природы. Основные элементы новой схемы по сравнению со старой должны обладать большей общностью, более широкой областью приложения». [ 140б, 261].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: