Библиотековедческая концепция

Введение термина «библиотековедение» связывают с именем Мартина Виллибальда Шреттингера (1772-1851). Его «Опыт полного учебного руководства по библиотековедению» (1800-1829)и «Учебник библиотековедения» (1840) считают основополагающими теоретическими трудами, на них базировалась «российская двойственная система книговедения». В библиотековедение Шреттингер включал и библиографию.

Статус библиотековедения как общей науки о книге укрепился еще более в Германии с выходом в 1840 г. фундаментального «Руководства по библиотековедению, литературе и книговедению» А.Ф. Шмидта. Материал здесь расположен по разделам: изучение рукописей; книгопечатание; книжная торговля; библиография вообще, или книговедение; библиотековедение и библиотечное дело; литературоведение.

Еще более расширил трактовку библиотековедения Фердинанд Эйхлер (1864-1945). Одна из монографий Ф.Эйхлера была переведена на русский язык. Ф.Эйхлер возводит библиотековедение до глобальной науки. По мысли Эйхлера, библиотековедение «должно изучать не только историю книжного дела, производство, распространение и хранение книг, но и общественную роль книги». Именно в этом направлении развиваются трактовки «библиологии» во многих зарубежных странах в наши дни, перемещая акцент внимания с системы «книга» на ее «внешнюю среду». Подобное смещение начали в своих работах Адольф фон Харнак (1851-1930), Фриц Милькау (1859-1934). Теоретические взгляды Шреттингера, А.Харнака и Ф.Милькау критически проанализированы их современным соотечественником Г. Грундманом.

Г.Грундман утверждает, что библиотековедение с его разделами - историей библиотечного дела и теорией библиотечной деятельности - является частью книговедения, предложил использовать понятие «книговедение» для обозначения совокупного знания о книге.

Г.Грундман пишет: «... Харнак содействовал тому, что Биржевое объединение немецких книготорговцев в Лейпциге... в 1925 году открыло при высшей торговой школе факультет книжной торговли» для научного развития книжной торговли, для академического образования книготорговцев, для подготовки преподавателей книготорговых школ». А.Харнак призывал немецкую библиотековедческую профессуру создать «национальную экономику книги». Г.Грундман критикует Институт исследований книжного рынка при Гамбургском университете и конкретно работы Петера Мейер-Дома, возглавляющего этот институт, усилиями которого специалисты ряда экономических институтов, факультетов, семинаров в 1965 г. объединились в Научный рабочий круг по вопросам книги. Этот круг занимался коммерческими вопросами книжного рынка. В русле коммерческой ориентации науку о книге и книжной торговле рядом с библиотековедением разрабатывает Г. Зихельшмидт, предлагает такой состав науки о книге (книговедения): История книги...Книжная торговля...Виды литературы...Социология книги (опирается на опыт социологических исследований читателя, проводимых в США, где книгу пытаются рассматривать как социальный феномен).

Схема Грундмана представляет собой еще один вариант нескольких более ранних библиотечно-библиографических классификаций, на которые он сам ссылается: УДК М.Дьюи, классификация Г., схема систематизации литературы в библиографическом указателе, составленном представителями коммерческого направления. По схеме Логическая систематизация книговедения возможна в трех измерениях. По горизонтали расположены понятия, которые обычно размещаются друг под другом. Это членение по главным предметным областям... Второе измерение - это расположение по вертикали подвопросов... Третье измерение служит для показа различных точек зрения. Оно лучше всего выражается определителями, известными из УДК: различные аспекты.

технологический.экономический.социологический.юридический.географический.исторический.библиотечно-технический. Предмет книговедения практически исчезает, а книговедение превращается в технологию книги, экономику книги, географию книги, юриспруденцию книги.

Еще более «размыты» границы и предмет книговедения в статье П. Глотца и В.Р. Лангебухера. Здесь просматривается коммуникационная ориентация. Авторы статьи «раздают» книгу как объект исследования различным наукам выход видят не в разработке общей теории книговедения, а в том, чтобы собрать ученых в некотором межотраслевом институте и поручить им исследование в области «книги. П.Глотц и В.Р.Лангебухер намечает аспекты исследований книги: технологический, экономический, социологический, коммуникационно-психологический, юридический, педагогический, эстетический.

Венгерский библиотековед Бэла Варьяш. Под библиотековедением в его исторической части, которая названа историей книги, собирает историю книгопроизводства и книгораспространения, историю библиографии, историю библиотек, историю библиотечного строительства, историю библиотечного образования, историю библиотечной политики. В теоретическом разделе, который он называет «библиологией», эти же проблемы должны трактоваться в современном аспекте.

Матэ Ковач считает, что наука о книге (библиотековедение!) должна изучать «всю письменную цивилизацию», т.е., безгранично расширяет объект книговедения.

Расширительная трактовка библиотековедения была распространена в зарубежных странах.

Чаще всего «книговедение» как учебная дисциплина имеет историческое наполнение. Пример - учебная монография Фрица Функе «Книговедение», кот.представляет собой «историю письма, историю материалов и инструментов письма, историю самих писцов, историю книгопечатания и относящихся к нему производств и изобретений, за исключением книжной торговли; историю форм книги и ее оформления.

Однако в конце 60-х и в 70-е гг. под воздействием советской науки о книге термин «книговедение» стал все чаще использоваться для обозначения комплексной науки о книге. Первыми концепцию комплексности книговедения и функционального подхода к книге начали развивать польские теоретики К. Гломбиовский и К. Мигонь.

К осознанию необходимости и к развернутой постановке проблемы общего книговедения, т.е. методологии науки о книге ближе всех подошел наш польский коллега Кшиштоф Мигонь в статье 1982 г. Основные направления и перспективы теории книговедения.

Более ранние теоретические работы К.Мигоня имеют функционально-читателеведческую и социологическую ориентацию (подражает учителю – Гломбиовскому).

Усилилось внимание к социологическим аспектам изучения читателя, чтения, книги. Одним из энтузиастов и организаторов исследований в области социологии книги и чтения является Робер Эскарпи. 1972 г. Был объявлен ЮНЕСКО Международным годом книги. По заказу ЮНЕСКО в 1973 г. подготовил работу «Жажда чтения (была переведена на многие языки и стимулировала появление аналогичного ряда работ в других странах).

Исходные пункты теории Гломбиовского: «Жажда чтения», последователи, обратившие внимание на возможность книговедческих исследований в процессе развития литературных явлений, социология и другие общественные науки.

К.Гломбиовского конструирует книговедение как науку о функциях и роли книги в жизни человека, общества. Книговедение скорее вспомогательная наука, чем самостоятельная гуманитарная дисциплина.

К.Мигонь утверждал, что центральной категорией книговедения является общественная функция книги...

В более поздних работах понятие «наука о книге» используется для обозначения всех составных частей книговедения, «библиология» - теория книговедения, а «общая теория» - методологический уровень этой теории.

В вопросе о том, что такое книговедение, К.Мигонь разделяет позиции советских книговедов, выдвинувших в конце 50-х - начале 60-х гг. концепцию комплексности науки о книге. К.Мигонь называет основные сферы книговедческого исследования книги, обобщенно обозначает объектную область науки и о книге: процессы создания и изготовления книги являются предметом книгоиздательского знания; книжная торговля; библиография; современная библиотечная практика; чтение и читательство. В отличие от Гломбиовского считает, что читателеведение тяготеет к получению статуса самостоятельной науки.

В трактовке книги К.Мигонь стоит на вещно-предметно - функциональной позиции. Каждая книга состоит из обязательных элементов, отсутствие какого-либо из них исключает предмет из класса книг. Эти элементы: материал письма, графическая запись, содержание и функция. К.Мигонь книгу отождествляет с рукописным или печатным книжным изданием. Но ведь эта конечная форма книги имеет предшествующие ей различные подформы в книгоиздательских процессах и следующие за ней формы в других «библиологических процессах».

В реальных теоретических разработках К.Мигоня книговедение должно изучать лишь структуру и функции своего объекта. За пределами книговедения оставлены сущность, способы и формы существования книги как объекта исследования.

Определяет степень родства с другими гуманитарными науками. Видит необходимость заимствования книговедением знаний из одних наук и введение понятий и положений книговедения в другие дисциплины.

Теоретические работы К.Мигоня - достижение современного книговедения, определяющее сегодняшний уровень развития общей теории науки о книге.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: