Системно-типологическая концепция. Системно-типологическая концепция – книга рассматривается с позиции целевого назначения

Системно-типологическая концепция – книга рассматривается с позиции целевого назначения.

Реализация системного подхода началась в недрах функциональной концепции. Системно-типологическая концепция возникла и развивалась как форма снятия теоретических противоречий, не разрешимых в рамках функционального подхода. Системно-типологические разработки велись поначалу в предмете теории и практики редактирования и в форме исследования и обоснования типологии книжных изданий. Системный подход и типологический метод обеспечили получение нового целостного знания о сущности книги как объективного явления социальной действительности.

Качественным признаком современного этапа развития науки и практики является осознание системности как одного из свойств объективной действительности. Системой называется целостное образование, состоящее из компонентов, или подсистем, устойчивые взаимосвязи между которыми обеспечивают целостность данного образования и порождают новое, интегративное, качество системы. Компоненты системы – подсистемы, состоящие из элементов. Целостное исследование системы предполагает и структурный анализ её подсистем, взаимосвязь отношений которых образует структуру данной системы и определяет ее системные качества.

Книговедческая системно-типологическая концепция строится на том, что книга и книжное дело не только системны сами по себе, но и являются подсистемам более общей развивающейся динамической системы информационного процесса.

Книга в самом общем виде, опираясь на теорию марксизма-ленинизма, есть один из способов существования и движения социальной информации в обществе. Определение книги базируется на последовательном изучении перехода одной формы информации в другую вплоть до той, которая и есть книга, и выявлении свойств книги.

Основная социальная функция книги - коммуникативная, информационная, т.е. функция обмена, распределения и перераспределения семиотической формы социальной информации. Отсюда необходимость коммуникационного аспекта в подходе к анализу сущности книги.

Книгу можно квалифицировать как один из способов целеосознанной организации одной формы социальной информации в другую, относительно более сложную.

Системно-типологическая концепция базируется на принципе коммуникативности, предполагающем исследование книги в качестве составной части единого коммуникационного процесса, в котором она реализует свою сущность, признаки, свойства.

Типологический метод – метод выявления и обоснования признака, системы признаков, характеризующих сущность явления. В сочетании с системным подходом типологический метод дает возможность и анализа и обобщений на любом уровне структуры исследуемой системы.

ИТОГИ:

Основной итог дореволюционного периода в развитии науки о книге - формирование книговедения как самостоятельной области знания, в границах которой начинается дифференциация других книговедческих дисциплин (библиография, библиографоведение) и библиотековедение.

В конце XIX в. и в самом начале XX в. - выявление соотношения между понятиями «библиография» - «библиотековедение» - «библиология» - «книговедение». Книговедение и библиология отождествлялись с библиографией, которая, как и библиотековедение, претендовала на обобщающую науку о книге.

Далее пришло осознание книговедения как многосоставной науки. Понятия «книговедение» и «библиология» стали употреблять для обозначения всей совокупности знаний о книге, в которую составными частями входят библиография и библиотековедение.

В конце XIX в. - первые значительные работы (Н.М. Лисовского, А.М. Ловягина), затрагивающие проблемы общей теории книговедения: состава, структуры, методов. Проблема сущности книги в дореволюционном книговедении не ставилась, и все теоретические построения базировались определении книги через внешние, признаки книжного издания. Возникли книговедческие общества, расширился массив специально-книговедческих публикаций. Курс книговедения был введен в учебные планы Московского и Петербургского университетов.

После революции теория книговедения в течение десятилетия развивалась еще в границах «старых» традиций (А.М. Ловягина, М.Н. Куфаева). Однако шел и процесс методологического обновления науки о книге (работы М.И. Щелкунова, Н.М. Сомова, Новосадского, П.Н. Беркова). В центре теоретических исследований были проблемы сущности книги, объекта, предмета, методов, состава науки о ней. Но разрабатывались они в форме резкой критики «старых» книговедов.

30-40е гг - период разысканий и систематизации материала в границах отдельных книговедческих дисциплин. Накапливаемый исторический, теоретический и методический материал потребовал обобщения. Это самый плодотворный период, характеризующийся ярко выраженными тенденциями к дифференциации и интеграции книговедческого знания. Развитие и теоретическое совершенствование отдельных книговедческих дисциплин, появление и обоснование новых дисциплин (библиополистики).

Последовательное выдвижение нескольких общетеоретических концепций - комплексности, функциональной, «пересекающихся наук», системно-типологической. В этом процесс нашло свое выражение стремление отдельных наук к самоосознанию, к обоснованию в структуре научного знания методологического раздела. В науке о книге он называется общим книговедением.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: