Инструкция
По охране труда для проводника пассажирского вагона
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта, утвержденных МПС России 20 ноября 2002 № ПОТ РО 13153-ЦЛ-923-02, других нормативных документов по вопросам охраны труда, эксплуатационной и ремонтной документации и устанавливает основные требования по охране труда для проводников пассажирских вагонов (далее проводник).
1.2. К работе проводника допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, обучение, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, противопожарный инструктаж, стажировку, а также первичную проверку знаний по охране труда и электробезопасности на право обслуживания электроустановок до 1000 В.
В процессе работы проводник должен проходить:
повторные, не реже одного раза в три месяца;
внеплановые инструктажи;
целевые инструктажи перед поездкой в рейс;
очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в 2 года, в комиссии предприятия;
периодические медицинские осмотры в установленном порядке;
периодическое обучение и проверку знаний по санитарному минимуму не реже одного раза в два года;
периодическое обучение и проверку знаний по пожарно-техническому минимуму не реже двух раз в год (не реже 1 раз в 6 месяцев);
проверку знаний на право обслуживания хвостового вагона не реже 1 раза в 2 года;
проверку знаний по электробезопасности один раз в год в комиссии предприятия.
1.3. Проводник должен проходить периодическое, не реже одного раза в год, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим.
Вновь принимаемый на работу проводник должен проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим не позднее одного месяца после приема на работу.
1.4. Проводник должен иметь группу по электробезопасности 2.
Проводник, обслуживающий хвостовой пассажирский вагон, должен иметь удостоверение на право выполнения обязанностей проводника хвостового вагона и стаж работы в должности проводника не менее 3-х лет.
1.5. Проводник должен знать:
действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности при подготовке пассажирского вагона (далее - вагона) в рейс и в пути следования;
видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;
соответствующие разделы Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации и нормативных документов ОАО «ФПК», знание которых необходимо при выполнении служебных обязанностей;
устройство и требования безопасности при эксплуатации систем отопления, водоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха, освещения, холодильных установок, электрооборудования, тормозного оборудования, пожарной сигнализации, установок пожаротушения, первичных средств пожаротушения и другого оборудования;
места хранения аптечки с необходимыми перевязочными материалами.
1.6. Проводник должен:
выполнять только входящую в его обязанности или порученную начальником поезда или поездным электромехаником работу;
применять безопасные приемы выполнения работ, а также средства индивидуальной и коллективной зашиты;
содержать в исправном состоянии и чистоте внутреннее вагонное оборудование, съемный инвентарь, а также форменную и специальную одежду;
выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, а также сигналов, подаваемых машинистами, водителями транспортных средств, составителями поездов и другими работниками железнодорожного транспорта;
быть предельно внимательным в местах движения транспорта:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;
уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.
1.7. Во время работы на проводника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав), транспортные средства;
повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
повышенная подвижность воздуха;
повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
повышенная температура поверхностей отопительного оборудования, воды;
пониженная температура поверхностей наружного оборудования вагона;
расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли;
На проводника могут воздействовать биологические опасные и вредные производственные факторы (патогенные микроорганизмы) при контакте с постельными принадлежностями и постельным бельем.
1.8. Проводники, в том числе проводник хвостового вагона, выполняющий обязанности кондуктора пассажирского поезда, должны обеспечиваться следующей специальной одеждой и обувью:
Наименование СИЗ | Пункт типовых норм | Единица измерения | Коли-чество на год |
Жилет сигнальный (класс защиты 2) | шт. | ||
Халат хлопчатобумажный | шт. | ||
Туфли с хромовым верхом на полиуретановой подошве | пара | ||
Перчатки комбинированные | пара | ||
Перчатки резиновые | пара | ||
Плащ для защиты от воды | шт. | 1 на 3 г. | |
При работе в неотапливаемых помещениях или на наружных работах зимой дополнительно: | |||
Куртка на утепляющей подкладке | шт. | 1 на 1,5 г. | |
Валенки (сапоги валяные) с резиновым низом | пара |
При производстве работ на железнодорожных путях проводнику должны выдаваться женский (мужской) сигнальный жилет со светоотражающими полосами.
Ношение промаркированного сигнального жилета со светоотражающими накладками при выполнении работ на железнодорожных путях обязательно.
При очистке подвагонного оборудования использовать очки защитные, выдаваемые на вагоны.
1.9. В целях пожарной безопасности проводник должен знать:
сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре. Перед отправлением в рейс необходимо проверить исправность работы пожарной сигнализации и двигателя установки пожаротушения, а в пути следования необходимо следить за их исправностью. Пожарная сигнализация и установка пожаротушения должны постоянно находиться в дежурном режиме;
типы имеющихся в вагонах переносных огнетушителей, по виду используемых в них огнетушащих веществ, их технические характеристики и порядок работы с ними при пожаре. Перед отправлением в рейс огнетушители должны быть опломбированы и указаны сроки их испытаний;
назначение, устройство самоспасателя промышленного изолирующего (СПИ-20), комплекта газодымозащитного (ГДЗК), АСС «Феникс» и порядок их использования при эвакуации пассажиров в случае возникновения пожара.
1.10. В целях пожарной безопасности не допускается:
курить в не установленных местах;
перевозить и хранить взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы и прочее);
применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, не предусмотренные электрической схемой электрооборудования вагона;
загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (коридоры и тамбуры вагона);
допускать к поездке пассажиров с взрывоопасными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
отогревать открытым огнем (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы систем водоснабжения и отопления;
Проводник должен контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами.
1.11. Проводник должен следить за исправностью специальной одежды, сроками ее носки, своевременно сдавая ее в стирку и ремонт.
1.12. Личную одежду и специальную одежду необходимо хранить отдельно друг от друга.
1.13. Во время дежурства проводник должен быть опрятно одетым, причесанным, носить чистую форменную и специальную одежду.
Необходимо соблюдать правила личной гигиены, мыть руки теплой водой с мылом перед едой и по необходимости, а также после каждой уборки вагона и приема использованного постельного белья.
После уборки туалетов, а также в случае выявления больного с подозрением на инфекционное заболевание должна проводиться дополнительная гигиеническая обработка рук с применением дезинфицирующих средств и последующим мытьем теплой водой.
1.14. Проводнику необходимо соблюдать санитарные требования к условиям хранения и приема пищи. Воду пить только кипяченую или бутилированную. Отдыхать и принимать пищу следует в купе для отдыха, имеющего соответствующее оборудование. Спать следует на нижней полке в купе для отдыха, используя постельное белье.
1.15. При нахождении на железнодорожных путях проводник должен соблюдать следующие требования:
к месту работы и с работы, к рабочим местам проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход" согласно Схемы маршрутов служебного и технологического проходов по станции Мурманск;
при проходе вдоль путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;
переходить пути только пол прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;
переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тамбурами вагонов или переходными площадками вагонов с исправными подножками и поручнями;
при сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава на соседнем пути;
обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;
обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки;
производить какие-либо работы на железнодорожных путях под руководством начальника пассажирского поезда (поездного электромеханика). При выходе на ж.д. пути для производства каких - либо работ (выброс мусора, приемка вагонов в ранжирном парке, очистка подвагонного оборудования от снега, наледи и т.д.) проводник должен находиться в промаркированном сигнальном жилете со светоотражающими полосами.
1.16. При нахождении на железнодорожных путях проводнику запрещается:
переходить или перебегать пути перед движущимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд;
подлезать под вагонами;
становиться или садиться на рельсы;
находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям. При невозможности избежания такой ситуации необходимо лечь или сесть на корточки, обхватив руками голову;
переходить пути в пределах стрелочных переводов;
становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы железобетонных шпал;
при переходе путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;
находиться в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;
ходить внутри колеи и по концам шпал;
наступать на электрические провода и кабели;
прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;
приближаться ближе 2 м к токоведущим частям контактной сети и воздушных линий, находящимся под напряжением, а к оборванным проводам ближе 8 м.
Проводник, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, должен немедленно сообщить об этом начальнику пассажирского поезда или в ближайший район контактной сети, дежурному, по железнодорожной станции, поездному диспетчеру.
До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.
В случае попадания в зону "шаговых напряжений" необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, и не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы, не отрывая ног от земли выходить из опасной зоны.
1.17. Выходя на железнодорожный путь из помещений депо, вагона или зданий, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте.
1.18. В пути следования проводнику необходимо обращать внимание на звуки, издаваемые работающими электродвигателями, генератором, приводом к нему, ходовыми частями вагона. При возникновении посторонних звуков, а также вибраций необходимо сообщить об этом поездному электромеханику или начальнику пассажирского поезда.
1.19. При нахождении проводников на пассажирских платформах запрещается:
- подлезать под пассажирскими платформами;
- заходить за ограничительную линию (полосу) безопасности у края пассажирской платформы;
- бежать по пассажирской платформе рядом с прибывающим или отправляющимся поездом;
- прыгать с пассажирской платформы на железнодорожные пути;
- повреждать, загрязнять, загораживать, снимать, самостоятельно устанавливать знаки, указатели или иные носители информации;
- подниматься на опоры и специальные конструкции контактной и воздушных линий и искусственных сооружений;
- прикасаться к проводам, идущим от опор и специальных конструкций контактной сети и воздушных линий электропередачи;
- приближаться к оборванным проводам;
- повреждать объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- иметь при себе предметы, которые без соответствующей упаковки или чехлов могут травмировать работников и граждан;
- иметь при себе огнеопасные, отравляющие, воспламеняющие, взрывчатые и токсичные вещества;
- прислоняться к стоящим вагонам.
1.20. При нахождении на пассажирских платформах проводник должен выбирать безопасное местоположение, отходить на такое расстояние от края платформы при котором:
- исключается воздействие воздушного потока, возникающее при приближении железнодорожного подвижного состава;
- исключается вероятность падения вниз в случае потери сознания, падения по неосторожности или при толчке посторонними людьми.
1.21. Проводнику в случае следования по платформе рекомендуется держаться центра платформы. При наличии на платформе ограничительной линии категорически запрещается заходить за нее, в случае отсутствия ограничительной линии запрещается приближаться к краю платформы ближе 50 см.
1.22. При посадке и высадке пассажиров с высокой платформы, проводник должен находиться на ограничительной линии при ее наличии (в случае отсутствия ограничительной линии посадку и высадку производить, находясь от края платформы не ближе 50 см), оказывая помощь пассажирам. Если в зимнее время на краю платформы образовалась наледь, то при проверке документов пассажиров рекомендуется находиться за ограничительной линией ближе к центру платформы, информировав при этом каждого пассажира персонально о необходимости держаться за поручни при посадке и высадке.
1.23. Проводнику во время подготовки вагона в рейс, в пути следования, на станциях запрещается:
- прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим легко доступным токоведущим частям электрооборудования вагона;
- открывать подвагонные ящики с высоковольтной аппаратурой и аккумуляторными батареями, распределительные щиты, шкафы и пульты управления, кожухи электропечей, электрокалориферов, электронагревателей котла отопления;
- ремонтировать и регулировать радиооборудование, электрическое оборудование системы кондиционирования воздуха и другое электрооборудование вагона.
При обнаружении любых неисправностей электрооборудования или возникновении короткого замыкания проводник должен отключить все потребители электроэнергии, кроме цепейаварийного освещения, сигнальных хвостовых фонарей и сигнализации нагрева букс, вызвать начальника пассажирского поезда или поездного электромеханика.
- подниматься на крышу вагона для производства каких-либо работ. Складная лестница для подъема на крышу должна быть сложена и заперта трехгранным ключом на замок и опломбирована;
- подниматься в вагон или спускаться с вагона, когда он находится в районе стрелочного перевода или если не завершены маневровые передвижения.
- производить какую-либо работу в вагоне при производстве маневровой работы. Необходимо прекратить работу, сесть на нижнюю полку и не производить никаких работ до полной остановки состава.
1.24. В случае получения травмы или заболевания в пути следования проводник должен прекратить работу, самому или через другого члена поездной бригады поставить в известность начальника пассажирского поезда, а в пункте формирования - руководство Вагонного участка (заместителя начальника Вагонного участка - начальника резерва проводников пассажирских вагонов – тел. 48-48-40, специалиста по охране труда - тел. 48-49-25) и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.
При травмировании других работников проводник должен оказать при необходимости первую помощь пострадавшему.
1.25. При обнаружении нарушений настоящей Инструкции или неисправностей какого-либо оборудования вагона, а также средств индивидуальной зашиты и пожаротушения проводник должен сообщить об этом начальнику пассажирского поезда или поездному электромеханику.
1.26. Знание и выполнение требований настоящей Инструкции являются служебной обязанностью проводника пассажирских вагонов, а их нарушение - нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой, в зависимости от последствий, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.