double arrow

Правовое регулирование охраны труда

Понятие охраны труда.

Понятие, правовое регулирование и организация охраны труда.

Тема № 19. Правовые основы охраны труда.

В Конституции РФ провозглашается: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7), а следовательно каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37).

В широком смысле охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 209 ТК РФ).

В узком смысле понятие охраны труда в трудовом праве - это правовой институт, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных жизни и здоровья работников.

Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:

- нормы-принципы государственной политики в области охраны труда;

- правила государственного управления охраной труда;

- право работника на охрану труда и его гарантии;

- нормы по обеспечению безопасных условий и охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве;

- правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ);

- специальные нормы охраны труда отдельных категорий работников.

Конституционные основы охраны труда сформулированы в ст. 7 и 37 Конституции РФ. Значительное число норм об охране труда содержится в международно-правовых актах - конвенциях и рекомендациях МОТ. Часть таких конвенций МОТ ратифицирована бывшим СССР и РФ, например Конвенция «О безопасности и гигиене труда и производственной среде».

Основным законодательным актом об охране труда является ТК РФ. Нормы об охране труда содержатся и в ряде других законов, например в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (ст. 17, 20, 21, 23, 24, 26, 27) и Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 24-27).

Существует также большое число подзаконных норматив­ных актов об охране труда, принятых в основном Правительст­вом РФ и федеральным органом исполнительной власти по труду. Субъекты Федерации могут издавать свои нормативные акты об охране труда, которые не должны противоречить феде­ральным требованиям и стандартам в этой области.

В России действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных право­вых актах субъектов РФ устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья ра­ботников в процессе трудовой деятельности. Эти требования обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механиз­мов и другого оборудования, разработке технологических про­цессов, организации производства и труда (ст. 211 ТК РФ).

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, должен устанавливаться Правительством РФ с учётом мнения Российской трёхсторон­ней комиссии по регулированию социально-трудовых отноше­ний. Система, перечень видов подзаконных нормативных пра­вовых актов, содержащих государственные нормативные требо­вания охраны труда, порядок их разработки и утверждения, а также сроки их пересмотра в настоящее время определены постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399.

Соответствующая система состоит из межотраслевых и от­раслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда, в частности, являются:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

- принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- государственное управление охраной труда;

- государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

- государственная экспертиза условий труда;

- установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

- профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

- расследование и учёт несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний;

- защита законных интересов работников, пострадавших несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев производстве и профессиональных заболеваний;

- установление компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Перечисленные выше и другие основные направления государственной политики в области охраны труда, закреплены в ст. 210 ТК РФ, их можно также считать принципами охраны труда и условно объединить в две группы: принципы организации охраны труда и экономической политики государства в данной области; принципы обеспечения права работников на охрану труда.

Государственная экспертиза условий труда является одним из важнейших направлений государственной политики в области охраны труда. Она осуществляется федеральным органом ис­полнительной власти, уполномоченным на проведение государ­ственного надзора и контроля за соблюдением трудового зако­нодательства органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, определённом постановле­нием Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244. Цели государственной экспертизы условий труда, основания для её проведения, а также права и обязанности должностных лиц, осуществляющих экспертизу, закреплены в ст. 216 ТК РФ.

Управление охраной труда.

Государственное управление охра­ной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органа­ми исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 функции по выработке государствен­ной политики и нормативно-правовому регулированию в облас­ти охраны труда возложены на Минздравсоцразвития России.

Основным звеном в системе управления охраной труда в ор­ганизациях (у индивидуальных предпринимателей) являются службы охраны труда.

ТК РФ (ст. 217) предусматривает, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осу­ществления контроля за их выполнением у каждого работодате­ля, осуществляющего производственную деятельность, числен­ность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учётом специфики своей производственной дея­тельности. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учётом Рекомендаций, утвёржденных поста­новлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Службы охраны труда функционируют в тесном взаимодей­ствии с комитетами (комиссиями) по охране труда, которые, со­гласно ст. 218 ТК РФ, создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников, либо их представительного органа. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Для осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда в организации профессиональные союзы и коллективы работников могут выдвигать уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, действующее на основании трудового законодательства и Рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 г. № 30.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: