Соотношение теории и метода. Сама практическая деятельность, направленная на познание и преобразование окружающей действительности

Сама практическая деятельность, направленная на познание и преобразование окружающей действительности, способы этой деятельности, преобразуются в объект, предмет и метод науки.

Наука - способ теоретического освоения действительности, процесс теоретического познания и его промежуточный результат, существующий в форме научного знания. Ядро этого знания - теория.

Метод - диалектическое единство способа исследования изучаемого данной наукой фрагмента объектной реальности.

Выраженные результаты этого исследования - теория.

Метод актуализируется в теории изучаемого явления, поэтому по содержанию совпадает с теорией изучаемого явления, которая выражена объектом и предметом.

Будучи вычленен из теории, метод включает ее в себя, поэтому представляет собой более сложную форму существования научного знания, более обобщенный уровень его организации, чем теория. В этом выражается сходство теории и метода. Но метод не может стать объектом методологического исследования в той науке, где нет развернутой теории. Т.е. становление теории происходит раньше становления метода, теория - необходимая предпосылка, основание формирования метода. Однако без определенного метода, без определенного подхода к исследуемому явлению, не может быть разработана теория.

Противоречие. Сама теория и метод развиваются в процессе смены исторических форм своего существования. Этот процесс отражает объективное движение. развитие самого изучаемого явления и саморазвитие теории и метода как динамических подсистем развивающего научного знания.

В начале развития теории метод по аналогии может быть взят из других наук, либо быть методом проб и ошибок. Вместе с развитием теории совершенствуется и метод. Когда наука готова к самосознанию, к разработке собственной методологии, метод теоретически осмысливается и может быть систематически изложен.

Сходство: и метод и теория корнями уходят в практика, проверяются в ней на всех этапах своего развития. Поэтому в предмет методологии науки надо включать исследование исторических закономерностей становления самого научного знания.

На разных этапах развития науки метод и теория превращаются друг в друга, обмениваются функциями.

F теории - объяснительная. Она воспроизводит в системе понятий, определений необходимые свойства и связи, присущие явлению, закономерности его развития. Показывает, что представляет собой исследуемое явление, объясняет его.

Только на основе существования теории можно обосновать метод, которым эта теория построена. Теория, формируя метод, как бы превращается в него.

Теория и метод схожи как самостоятельные компоненты одной системы, как формы существования научного знания, тождественные по содержанию.

Различие: это разные формы выражения научного знания. Теория - система идеальных понятий, окружающих сущность исследуемого объекта.

Мето д - совокупность взаимосвязанных принципов, ориентирующих людей в их познавательной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: