Научно-техническая революция помимо ряда преимуществ, породила и ряд проблем. Мы сегодня живем в техногенном обществе (цивилизации). Техногенное общество - это общество, постоянно изменяющее свои основания бытия, в котором главной идеей развития является идея преобразования окружающего мира и подчинения природы человеку (слайд 3).
Вопрос 4. Глобальные проблемы, порожденные цивилизацией:
1. Проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. Только сейчас человечество стало смертным, в век ядерного оружия - впервые за свое существование.
2. Нарастающий экологический кризис в глобальных масштабах. Человек это часть природы, а с другой стороны, человек это деятельное существо, которое своими действиями преобразует природу. Сегодня (и всегда) мы делаем (делали) все, что бы максимально использовать природу, и соответственно от интенсивности такого использования растут экологические проблемы.
3. Проблема сохранения человеческой личности как биосоциальной структуры. Современный антропологический кризис вызван влиянием интенсивных изменений в окружающем мире. Побочные социально-психологические факторы:
|
|
- появление "одностороннего" человека;
- манипулирование сознанием;
- формирование личности в постоянно меняющемся мире или проблема социализации личности.
В техногенной цивилизации человеку принадлежит активная преобразующая роль, его цель заставить природу служить себе.
Вопрос 5. Уровни организации материального мира:
- Мир неживой природы.
- Живое вещество.
- Общество.
Это направление единого мирового процесса (от 1 до 3). Эти три уровня взаимосвязаны 1 и 2, 2 и 3, и между ними возникают противоречия. И эти противоречия преобразуются в проблемы мировой цивилизации.
Все эти вышеуказанные проблемы можно подразделить на две группы: экологические проблемы и проблемы ноосферогенеза (сфера разума по учению Вернадского. Последнее в настоящее время по-своему уровню стало сравнимо с геологической силой (т.е. природной). Здесь имеется в виду, что, обладая знаниями, человек обладает огромной силой для преобразования всего и вся. Суть этих проблем заключается в глобальном противоречии: человек, обладая огромными возможностями влияния на сферу своего существования, вошел в противоречие с самим собой как частью природы. С одной стороны желание активно воздействовать на природу, а с другой - такие возможности гибельны для живой природы.
Проблема сохранения человеческой личности - это современный антропологический кризис. Проблема адаптации в окружающем мире. В традиционных цивилизациях такой проблемы не было, т.к. традиции были настолько устойчивы, что не менялись долгое время. В нашем обществе человек постоянно переходит из одной социальной группы в другую. И человек подвержен негативному влиянию, напр., уход человека в секты, т.е. уход человека от активной деятельности. Главным уходом от жизни являются религиозные войны. Необходима выработка стратегической философии выживания. Ее разработка возможна только на базе естественнонаучных рациональных знаний. Кризис конфликтных ситуаций проник в сферу образования (сейчас там наблюдается две тенденции: дифференциация и глобализация). Надо преодолеть кризис между гуманитарными знаниями и естественными. Для нас, гуманитариев, надо знать общие, концентрированные знания по естествознанию. Для этого нам надо знать, что такое наука.
|
|