Исторический процесс разделения (дифференциации) прежде единой науки о природе - естествознания можно проиллюстрировать следующей схемой (слайд 4)

1. Появление термина PHYSIS связывают с именем древнегреческого философа Аристотеля, один из трудов которого так и назывался. "В науке о природе надо определить прежде всего то, что относится к началам" - утверждал Аристотель. В соответствии с этим постепенно выделилась Физика - наука о наиболее общих, основных, "начальных" законах движения материи. Затем появляются вполне самостоятельные области физики, имеющие свои специфические объекты исследования и свои методы исследования.

2. Наука = Объект + Методы исследования

3. Аристотель разделял науки на три группы: теоретические, практические и творческие. В теоретических науках познание ведется ради него самого. Практические лежат в основе производственной деятельности человека, а целью творческих наук является достижение Прекрасного. Среди теоретических наук Аристотель выделял математику, физику (основу естествознания) и то, что позднее было названо метафизикой. К последней относились те "начала", которые недоступны для органов чувств человека и которые могут быть постигнуты только интуитивно, умозрительно.

4. Можно сказать, что физика стала в дальнейшем основой науки, изучающей воспроизводимые явления в количественных измерениях, тогда как метафизика явилась обоснованием для оккультизма и мистики, веры в сверхъестественные силы и паранормальные явления.

5. В 19 веке Ф. Энгельс разделял науки на естественные и общественные. (Иронизируя, академик - физик Л.Д. Ландау говорил, что "науки делятся на естественные и неестественные"....). В 20 веке классификация наук производилась на основании объектов изучения: явления природы, тела и предметы природы, неживая природа, живая природа.

6. Наряду с появлением обособленных областей естествознания, во второй половине 20 века появились науки интегративные, которые не укладывались в рамки принятой классификации. Ярким примером является экология, объектами которой является как живая, так неживая природа, производственная деятельность человека и ее социальные последствия. Другим примером может быть синергетика - наука о явлениях самоорганизации в живой и неживой природе. К числу интегративных наук следует отнести и современное естествознание.

7. Современное естествознание - это совокупность наук о человеке и окружающем его мире. Современное естествознание является продуктом межпредметного синтеза, основанного на синергетическом подходе.

8. Представление о нем, как о механическом соединении традиционных физики, химии, биологии, экологии является заблуждением.

9. Становление интегративной науки можно представить следующей схемой: предметные знания – распредмеченные знания – комплексное представление о Человеке и окружающем его мире (слайд 5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: