Тепловоз — автономный локомотив, первичным двигателем которого является дизель. (рисунок 1).
Появившийся в 1924 году в СССР тепловоз стал как экономически выгодной заменой устаревшим низкоэффективным паровозам, так и дополнением появившимся в то же время электровозам, требующим существенных дополнительных затрат на электрификацию пути

Рисунок 1 Общий вид тепловоз2ТЭ10М
За прошедший век в конструкции тепловоза было опробовано и внедрено множество усовершенствований, возросла мощность дизеля с нескольких сотен лошадиных сил до трех тысяч (2ТЭ10М) и выше, на разных типах тепловозов используются различные способы передачи энергии двигателя на колёсные пары, значительно возросло удобство управления и обслуживания тепловоза, снизились выбросы в атмосферу. Тепловозы строятся и используются во всем мире.
Техническая характеристика тепловоза приведена в таблице 1
Таблица 1 Техническая характеристика тепловоза 2ТЭ10М
| Наименование | Показатель |
| Род службы | Грузовой |
| Передача | Электрическая, постоянного тока |
| Мощность дизеля, кВт | |
| Конструкционная скорость, км/ч | |
| Формула ходовой части | 2(3о-3о) |
| Колея, мм | |
| Масса одной секции, т | |
| Скорость длительного режима, км/ч | 24,6 |
| Длина секции тепловоза по осям автосцепок, мм | |
| Тип тележки | Бесчелюстная |
| Минимальный радиус проходимых кривых | |
| Ширина тепловоза (по раме), мм | |
| Высота по вентилятору кузова, мм | |
| Колесная база, мм | |
| Тип автосцепки | СА-3 |
| Тип букс | поводковые |
| Диаметр колес по кругу катания, мм | |
| Масса запаса топлива, кг | |
| Масса запаса песка, кг | |
| Масса запаса масла, кг | |
| Масса запаса воды, кг |






