По дисциплине: Общая этнография
Тема занятия: Этнография народов мира (коллоквиум)
Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию
Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные историко-этнографические области и их характеристика.
2. Зависимость предметов материальной культуры (пища, жилище, одежда и пр.) от природной среды и хозяйственных занятий. Адаптивные функции материальной культуры. Привести примеры.
3. Проявление этнических особенностей в материальной культуре. Привести примеры.
4. Зависимость элементов материальной культуры от социальной структуры общества. Привести примеры.
5. Понятия «жилище», «жилье», «дом» в традиционной культуре. Соотношение жилого и нежилого пространства.
6. Социальная организация. Общинная и семейная структура. Гендерные установки.
7. Организация власти
8. Семейная и праздничная обрядность.
9. Общее и особенное в космогонических представлениях народов мира.
10. Представления о жизни и смерти в традиционной культуре.
|
|
11. Тотемистические и анимистические верования.
12. Традиционные культы народов мира
13. Религии народов мира.
14. Народное творчество.
Темы докладов и рефератов:
1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).
Темы эссе:
1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
5. Культурно-историческая школа.
6. Гипердиффузионизм.
7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Экологический подход в этнологических исследованиях.
2. Адаптация как социокультурный процесс. Адаптация как основная функция культуры.
3. Культурный полиморфизм или культурная унификация?
Литература:
Основная:
1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.
2. Басилов В.Н. Традиции отечественной этнографии // Этнографическое обозрение. 1998. № 2.
3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
4. Дубова Психологические аспекты этнической экологии // Этническая экология: теория и практика. М., 1991. С. 77-99.
5. Козлов В. И. Основные проблемы этнической экологии // СЭ. 1983. № 1.
6. Козлов В.И., Ямсков А.Н. Этническая экология // Этнология в США и Канаде. М., 1989. С. 86-107.
|
|
7. Козлов В.И. Жизнеобеспечение этноса: содержание понятия и его экологические аспекты // Этническая экология: теория и практика. М., 1991. С. 14-43.
8. Комарова О.Д. Демографические аспекты этнической экологии Этническая экология: теория и практика. М., 1991. С. 44-77.
9. Культура жизнеобеспечения и этнос / С. А. Арутюнов, Э. С. Маркарян. Ереван, 1983.
10. Крупник И.И. Арктическая этноэкология. М., 1989.
Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985
Дополнительная:
1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100-119.
2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.
3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.
4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.
6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.
7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.
ПЛАН