Семинарского занятия № 15

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Этнография народов мира (коллоквиум)

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные историко-этнографические области и их характеристика.

2. Зависимость предметов материальной культуры (пища, жилище, одежда и пр.) от природной среды и хозяйственных занятий. Адаптивные функции материальной культуры. Привести примеры.

3. Проявление этнических особенностей в материальной культуре. Привести примеры.

4. Зависимость элементов материальной культуры от социальной структуры общества. Привести примеры.

5. Понятия «жилище», «жилье», «дом» в традиционной культуре. Соотношение жилого и нежилого пространства.

6. Социальная организация. Общинная и семейная структура. Гендерные установки.

7. Организация власти

8. Семейная и праздничная обрядность.

9. Общее и особенное в космогонических представлениях народов мира.

10. Представления о жизни и смерти в традиционной культуре.

11. Тотемистические и анимистические верования.

12. Традиционные культы народов мира

13. Религии народов мира.

14. Народное творчество.

Темы докладов и рефератов:

1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).

2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.

2. Основные идеи Ф. Ратцеля.

3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.

4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.

5. Культурно-историческая школа.

6. Гипердиффузионизм.

7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. Экологический подход в этнологических исследованиях.

2. Адаптация как социокультурный процесс. Адаптация как основная функция культуры.

3. Культурный полиморфизм или культурная унификация?

Литература:

Основная:

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.

2. Басилов В.Н. Традиции отечественной этнографии // Этнографическое обозрение. 1998. № 2.

3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

4. Дубова Психологические аспекты этнической экологии // Этническая экология: теория и практика. М., 1991. С. 77-99.

5. Козлов В. И. Основные проблемы этнической экологии // СЭ. 1983. № 1.

6. Козлов В.И., Ямсков А.Н. Этническая экология // Этнология в США и Канаде. М., 1989. С. 86-107.

7. Козлов В.И. Жизнеобеспечение этноса: содержание понятия и его экологические аспекты // Этническая экология: теория и практика. М., 1991. С. 14-43.

8. Комарова О.Д. Демографические аспекты этнической экологии Этническая экология: теория и практика. М., 1991. С. 44-77.

9. Культура жизнеобеспечения и этнос / С. А. Арутюнов, Э. С. Маркарян. Ереван, 1983.

10. Крупник И.И. Арктическая этноэкология. М., 1989.

Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985

Дополнительная:

1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100-119.

2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.

3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.

4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.

6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.

7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.

ПЛАН


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: