В 20 веке цивилизации стали соседями, вследствие глобализации.
(1. Крестовые походы (неудачное взаимодействие)
(2. Попытка испанских и португальских захватов (частичное взаимодействие)
(3. Экспансия Англии, Франции,Голландии (успех)
В первом случае, запад пытался нагло навязать ценности и порождал взаимодействие. В 3 случае, культурный луч запада расщепился на тонкие лучи и запад отказался от попыток навязать религию, а лишь предложил технические новинки. (Но эта попытка может стать губительной для навязывающего)
По мнению Тоинби обе концепции вызова для цивилизации неудачны.
Ответ цивилизации – его концепция. Существует два варианта ответа:
1. Зелотизм (тактика черепахи) отгородиться от контактов с другой цивилизацией и изоляция
2. Иродианство – не прятаться от луча цивилизации, а воспользоваться им. По его мнению оба ответа несостоятельны. Тактика иродианства также гибельна, так как она не творческая, а подражательная.
Во второй половине 20 века появился новый ответ (ЯПОНИЯ) – МИМИКРИЯ
|
|
Лишь подражание чужой цивилизации, не изменяя черты своей собственной, своей особенности
И она работала до определенного момента. (до конца 70-х годов –развитие аудио-видео информации, которое позволило обращаться к отдельно взятому человеку) Сейчас Япония морально противостоит Западу.
Взаимодействие между цивилизациями — это сложный, неоднозначный, нелинейный процесс, в результате которого при определенных обстоятельствах действительно может усиливаться рост цивилизационного самосознания и обостряться межнациональные противоречия. Но достаточно часто происходит и другое: возрастает взаимопонимание и сотрудничество и даже происходит процесс сближения цивилизаций.
Многие оппоненты С.Хантингтона справедливо указывают на то, что рост религиозного самосознания нельзя однозначно воспринимать как источник повышенной конфликтности в современном мире
Сегодня, как и столетие назад, мир на планете во многом зависит от доброй воли и усилий разных народов и их политических лидеров. Концепция «столкновения цивилизаций» уводит политиков от перспективы разрешения международных конфликтов в сторону однозначной конкуренции и противостояния. Опасность такого подхода очевидна. Вопрос необходимо перевести в принципиально иную плоскость: как обеспечить политический консенсус в современном диалоге культур?
Старая парадигма политического консенсуса возникла в рамках европоцентричной картины мира, на основе культурных ценностей западной цивилизации. Сегодня эта парадигма безнадежно устарела, требуется новая теоретическая концепция консенсуса, обеспечивающая согласование интересов в рамках полицентричной картины мира, где множество разных цивилизаций отстаивают свои культурные ценности. Мы попытаемся разработать один из вариантов такой концепции в гл. 10.