Билет №6 смысл жизни

1. Естетсвенно-научный дискурс о человеке

Дискурс – инструмент осмысления деятельности. Процесс осмысления мира.

Современность. Формируется естественнонаучный Дискурс о человеке. Человек понимается только как природное существо. Человек Дарвина (природный). Философия понимает человека как существо недоделанное, т.е. у него все впереди. Природа человека вечно развивается и совершенствуется. Сейчас мы далеки от совершенства.

После теории Дарвина оп происхождении человека путем естественного отбора, многие ученые социологи заинтересовались и ухватились за идею естественного отбора и в своих схемах общественного устройства объявили, что в условиях конкуренции побеждают наиболее приспособленные, добившиеся успеха в борьбе за существование, и что естесетвенный отбор является двигателем общественного прогресса. Следовательно, классы, «высшие» и «низшие», суть продукты естественного общественного развития названого «социал-дарвинизмом».

Законы естественного и искусственного отбора взаимно уравновешиваются за счет разума, рационального целеполагания, присущего человеку как существу разумному.

Отсюда следует и естественный принцип жизнеобеспечения современного общества: полагаясь на инициативность, предприимчивость и создавая условия для повышения экономической активности некоторых групп населения, необходимо организовать государственную помощь социально уязвимым слоям населения.

Принципиальное возражение состоит в том, что нельзя отождествлять человека с его внешним, анатомическим обликом — ведь тогда необъясненным остается происхождение его разума. Судя по величине мозга, ее изменениям, можно сделать вывод о том, что разум человека складывался постепенно, что именно труд, причем совместный, был основой формирования сознания человека. Но это лишь косвенный показатель, имеющий внешний характер и оставляющий в тени процессы исторического развития внутреннего мира человека. А именно с этим связано становление человеческой культуры.

2. Смысл жизни человека как проблема овладения им конкретной жизненной ситуации

Смысл жизни - это то, ради чего человеку стоит жить, это главная причина, заставляющая человека формировать свой собственный алгоритм действий, совершать те или иные поступки, поворачивать налево или направо в бурной дороге жизни.
Для одних смысл жизни - это любовь, для других - финансовое благополучие, третьи утверждают, что смысл их жизни заключается в вере в Бога.

Проблема смысла жизни имеет объективную и субъективную стороны и упирается в вопрос о том, находит ли человек смысл своей жизни сам или он задан человеку изначально, извне. В любом случае жизнь без понимания смысла вызывает у человека состояние психологического дискомфорта, мировоззренческого вакуума. Каждый человек – биологическое существо, представитель Homo sapiens. В этой ипостаси он является носителем жизни и должен стремиться к сохранению и воспроизведению жизни. Жизнь как биологическое явление изначально целесообразно, и смысл жизни, следовательно, коренится в самой жизни. К объективно-субъективному пониманию смысла жизни приводит осознание человеком принадлежности к конкретно-историческому типу общества, стремление наполнить биологическое существование социально-значимым содержанием. Для человека важно, чтобы его деятельность была востребована, признана и положительно оценена другими людьми. Смысловое оправдание своей деятельности человек ищет в различных направлениях: в творчестве, познании, выполнении долга, творении добра.

Немировский: смысл жизни - устойчивая преобладающая направленность группового или индивидуального сознания, непосредственно проявляющаяся в соц жизни человека или общ-ой группы. Универсумный подход (в единстве дух-ой и соц-ой сторон). Духовная сторона - проявляется в ценностных ориентациях личности, в ее эмоциях и чувствах. Прежде всего, в религиозности чел-ка.

Смысл жизни проявляется вразного рода смысложизненных ориентациях (смысложизненные переживания, чувства, представления, принципы), которые образуют смысложизненную структуру личности.

Можно выделить 6 смыслообразующих доминант:

Созидание, Потребление, Властвование, Подчинение, Сакральное, мирское.

6 смысложизненных стратегий:

Теологический или религиозный смысл жизни - служение Богу в той/ иной форме.

Духовно-нравственный - стремление человека к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию.

Созидательно - альтруистический - бескорыстная забота об общем благе и связанная с ней готовность поступиться во имя блага общ-ва и др людей собственными интересами.

Социально - творческий - чел стремиться к созданию духовных и материальных ценностей и надеется жить, используя результаты своей деятельности.

Социально - демографический - рождение и воспитание детей и внуков, в надежде «продолжить жизнь» в своих потомках.

Игровые концепции - различные варианты игровой деятельности:

- ориентированные на культурное и интеллектуальное развитие личности (шахматы, театры, чтение)

- направленное на физическое развитие (спорт)

- нацеленную на формир-е не только физ но и нравств качеств человека (некоторые виды спорта)

- пассивное «убивание» времени с помощью домино, карт.

Пресижный смысл - совок-ть разных способов повышения своего соц-го статуса, своей значимости в глазах окружающих: от проф карьеры до погони за богатством. (долговечность, неразрушимость своего соц статуса - иллюзия личного бессмертия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: