Билет №4 1. Типологизация культур. Бенедикт. Мид

Рут Бенедикт – психологическая типология культур. Классификация имеет принципиальное значение для перспектив удовлетворения экзистенциальных потребностей растущего человека.

Апполонийский человек (ориентация на подчинение интересов индивида традициям общества. Не приветствуются индивидуальные достижения, нарушено базовое стремление человека к актуализации своей уникальности)

Дионисийский человек (активная поддержка проявления уникальнсти человека. Приветствуется бесстрашие и целеустремленность)

Параноидальный человек (подозрительность и склонность к конфликтам. враждебность между членами семьи, соседями. Высока конкуренция. Коварство, предательство. Человек в этой культуре вынужден прятать свою самость)

Мегаломаниакальный (идея собственности. Приветствует кооперацию и щедрость к соплеменникам)

Принадлежность к определенному типу культуры обуславливает ориентацию на определенный путь воспитания: на общность или индивидуальное самовыражение, на поощрение или уничтожение «я»

Мид. Ее типология – выделение 3 типов кулльтур, оказывающих на развитие ребенка принципиально различное влияние:

Постфигуративные культуры (тысячалетиям сохраняют свои нормы и обычаи. Воспитывают старики и страшие братья, сестры. Отклонения от нормы подаляются, но есть возможность индивидуального проявления через религию, искусство,технологию – за счет этого медленное изменение культуры)

Конфигуративные (быстро меняющиеся. Каждое поколение отличается от следующего)

Префигуративные (культура будущего, где опорой в научной и этнической областях – молодое поколение)

2. риск и его антропологический смысл

Риск – это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой возможно оценить вероятность достижения предполагаемого успеха.

Характеристики риска:

Это деятельность, осуществляемая несмотря на осознаваемую опасность неудачи.

Это деятельность, при которой чел-к рассчитывает на успех в неоднозначной ситуации

Это деятельность с осознаваемой возможностью допустимой ошибки в деятельности и достижении цели.

Это деятельность в неясной, неопределенной ситуации, где нет однозначного варианта поведения

Это ситуативная характеристика деятельности, осуществляемой в надежде на успех, но в условиях недостаточной подготовленности.

Все виды чел деятельности можно дифференцировать с т.з. степени риска. В любом виде чел деятельности присутствует элемент риска. Для того чтобы определить приемлимый уровень риска, нужно объяснить, почему люди соглашаются игнорировать большинство окружающих их потенциальных опасностей и концентрируются и организуются, чтобы противостоять только некоторым из них.

Существует 2 подхода к интерпретации риска как соц феномена:

1.Реалистический подход. Риск интерпретируется в научных и технических терминах. Исходным моментом является понятие опасности и утверждение о возможности вычисления его наступления и последствий. Т.о. риск – продукт вероятности возникновения опасности и серьезности ее последствий. Основным является исследования объективной стороны рисков как опасности или вреда. Риск измеряется частотой и вероятностью возникновения того или иного уровня потерь. В современном мире усилилось деструктивное антропогенное влияние на окружающую среду. Человеческому существованию грозит человеческая деятельность. Поэтому исследование антропогенных и технических факторов возрастания рисков – важная задача. Человек и соц общности развиваются под воздействием 2 сред: естественной и искусственно созданной. И от степени разрушающего воздействия естественной среды на природную зависят отношения общества и природы. Парадигма чел исключительности (для которой характерны антропоцентризм, антиэкологизм и социальный оптимизм. технологический и социальный прогресс может продолжаться бесконечно, и все социальные проблемы так или иначе принципиально разрешимы) долго не давала человеку осознать степень и значение экологических рисков, которые угрожают нашему существованию. Для понижения степени экологических рисков нужно оптимизировать процесс соц-природных взаимодействий. В основе идею о том, что человек лишь один из множества живых видов, действия природы непредсказуемы и независимы, природные ресурсы ограничены. В результате чего принципы, которые помогут понизить уровень рискованноси:

-высшая ценность – гармоничное развитие человека и природы

-разум человека – основание доя ответственности за свои действия

-природный мир имеет пределы

-государства больше думают о выгоде, чем о сохранности природы

-чел деятельность имеет непредсказуемые последствия

-воздействие на природы должно стать взаимодействием

Формирование нового экологического сознания должно снизить уровень экологической неопределенности и связанных с нею рисков.

2.Социокультурный подход. Основное внимание направлено на соц и культ контексты, в рамках которых риск воспринимается и обсуждается. Возникло на базе гуманитарных дисциплин. Риски в рамках теории аномии по Дюркгейму – следствие повышение соц неопределенности в условиях трансформации общества. Общественная трансформация – процесс объективный, поэтому возрастающие риски - тоже объективный соц факт. По Беку риск – систематическое взаимодействие общества с угрозами и опасностями, индуцируемыми и производимыми модернизацией. Модернизация порождает риски, неуверенность, страх. Общество риска – новая парадигма общественного развития. Если раньше накапливалось и распространялось богатство, то сейчас риски накапливаются и распространяются. В следствии чего подрывается принцип рыночного хозяйства и частной собственности. Производство рисков также вредит демократии и науке. Одних страны, соц группы и общности извлекают прибыль из производства рисков, другие подвергаются воздействию рисков. Богатство в верхних слоях общества, риски в нижних. Но производство рисков демократично, порождает эффект бумеранга и риск потом придет богатым.

Производство рисков – мощный фактор изменения соц структуры общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: