Философский дискурс о человеке
Дискурс – инструмент осмысления деятельности. Процесс осмысления мира.
Философский дискурс о человеке: Складывается в античности, Человек задумывается о двойственности (физич и духов) природы чела. Полагали, что в здоровом теле здоровый дух. (Античное время). Как относиться к духовному и физическому? Все должно быть гармонично. Идеи Платона. Античный Дискурс представляет человека как двойственное существо. Платон: «Люди не рождаются равными. Есть люди родившиеся с рабской душой». Исторически - самый первый дискурс о человеке. Характерно сосуществование науки и религии. В античной философии, человек - естественного порождение Космоса. Интересы личности подчинены интересам общества. Гармония - равноменое развитие физических и духовных сил человека. В античной философии основное внимание уделялось вопросам человека о самом себе: кто я, где я? Насколько адекватно сознание воспринимает реальность? Как возможно знание? Для чего жить? Цель, назначение человека? Проблема жизнепонимания. Человек это тварь или венец творенья?
|
|
Античная культура представляет человека как существо гармоничное, в нем все гармонично: и душа, и тело. В античной Греции выделялись идеальные пропорции гармоничного человеческого тела, основываясь на математических расчетах. Сократ и Платон так же говорят о дуализме души и тела. Тело - сосуд греха, душа - вечна и нравственно совершенна, она спасает тело. Сократ и Платон тесно связывают нравственное совершенство с понятием добродетели, т.е. знанием о том, что такое хорошо, что плохо, принципами самой человеческой жизни, которые придавали ей смысл и создавали ее структуру. Постижение добродетели для создания гармонии равнозначно обретению смысла жизни.
Человек - центр культуры, центр изысканий, от человека все отталкивается. Рабы - лишь инструменты, а настоящий человек занят политикой. Человек обретает самоценность - он ценен сам по себе. Человек - творец культуры, человек движим только своими потребностями.
Аристотель говорит о человеке общественном, человек - политическое животное, он не может реализовывать себя один, не может жить вне общества, индивидуальное растворяется в общем.
2.. Понятие, функции и структура культуры
Культура – способ существования общества и человечества в обществе, необходимое условие для их развития. Очень много определений с тз разных подходов – можно выделить определение культуры с тз социалььной природы культуры(ближе к нашему предмету) Тогда культура – это совокупность продуктов взаимодействия людей, обусловленная реальной соц практикой человеческих обществ и обуславливающая модели поведения и особенности соц контактов между индивидами.
|
|
В шир смысле культура – синоним цивилизации. цивилизация – практически осуществленная культура.
Виды цивилизаций:
Локальная (ограниченные территорией, географией, со своими ценностями, обычаями)
Общепланетная (отражает общие родовые характеристики человечества). Ее составляют культурные универсалии – набор ценностей и норм, имеющих отражение во всех или большинстве локальных культур (свадебные, похоронные ритуалы)
Еще одно определение цивилизации – ступень развития материальной и духовной культуры обществ, следующая за варварством.
Компоненты культуры:
Нормы (совокупность ролевых ожиданий, стандартов и правил соц поведения)
Ценности (выражают общественные представления о моделях должного поведения)
Обычаи (совокупность стереотипных моделей поведения, воспроизводимых в обществе или в группе в течение долгого времени)
Верования (распространенные убеждения. Представления. Установки, касающиеся причин и особенностей различных явлений соц действительности. Носят религиозный или светский характер)
Язык (любая упорядоченная система символов, используемая в качестве средства коммуникации)
Знания (способ систематизации и хранения продуктов познаваемой деятельности человечества)
Функции культуры:
Трансляция культурно-исторического опыта человечества от одного поколения людей к другому. (преемственность)
Социализирующая функция
Регулятивная функция (поддержание порядка в обществе)
Аксиологическая (формирование ценностей и нравственности)
Возможность познания оркужающего мира