Билет №7. Философский дискурс о человеке

Философский дискурс о человеке

Дискурс – инструмент осмысления деятельности. Процесс осмысления мира.

Философский дискурс о человеке: Складывается в античности, Человек задумывается о двойственности (физич и духов) природы чела. Полагали, что в здоровом теле здоровый дух. (Античное время). Как относиться к духовному и физическому? Все должно быть гармонично. Идеи Платона. Античный Дискурс представляет человека как двойственное существо. Платон: «Люди не рождаются равными. Есть люди родившиеся с рабской душой». Исторически - самый первый дискурс о человеке. Характерно сосуществование науки и религии. В античной философии, человек - естественного порождение Космоса. Интересы личности подчинены интересам общества. Гармония - равноменое развитие физических и духовных сил человека. В античной философии основное внимание уделялось вопросам человека о самом себе: кто я, где я? Насколько адекватно сознание воспринимает реальность? Как возможно знание? Для чего жить? Цель, назначение человека? Проблема жизнепонимания. Человек это тварь или венец творенья?

Античная культура представляет человека как существо гармоничное, в нем все гармонично: и душа, и тело. В античной Греции выделялись идеальные пропорции гармоничного человеческого тела, основываясь на математических расчетах. Сократ и Платон так же говорят о дуализме души и тела. Тело - сосуд греха, душа - вечна и нравственно совершенна, она спасает тело. Сократ и Платон тесно связывают нравственное совершенство с понятием добродетели, т.е. знанием о том, что такое хорошо, что плохо, принципами самой человеческой жизни, которые придавали ей смысл и создавали ее структуру. Постижение добродетели для создания гармонии равнозначно обретению смысла жизни.

Человек - центр культуры, центр изысканий, от человека все отталкивается. Рабы - лишь инструменты, а настоящий человек занят политикой. Человек обретает самоценность - он ценен сам по себе. Человек - творец культуры, человек движим только своими потребностями.

Аристотель говорит о человеке общественном, человек - политическое животное, он не может реализовывать себя один, не может жить вне общества, индивидуальное растворяется в общем.

2.. Понятие, функции и структура культуры

Культура – способ существования общества и человечества в обществе, необходимое условие для их развития. Очень много определений с тз разных подходов – можно выделить определение культуры с тз социалььной природы культуры(ближе к нашему предмету) Тогда культура – это совокупность продуктов взаимодействия людей, обусловленная реальной соц практикой человеческих обществ и обуславливающая модели поведения и особенности соц контактов между индивидами.

В шир смысле культура – синоним цивилизации. цивилизация – практически осуществленная культура.

Виды цивилизаций:

Локальная (ограниченные территорией, географией, со своими ценностями, обычаями)

Общепланетная (отражает общие родовые характеристики человечества). Ее составляют культурные универсалии – набор ценностей и норм, имеющих отражение во всех или большинстве локальных культур (свадебные, похоронные ритуалы)

Еще одно определение цивилизации – ступень развития материальной и духовной культуры обществ, следующая за варварством.

Компоненты культуры:

Нормы (совокупность ролевых ожиданий, стандартов и правил соц поведения)

Ценности (выражают общественные представления о моделях должного поведения)

Обычаи (совокупность стереотипных моделей поведения, воспроизводимых в обществе или в группе в течение долгого времени)

Верования (распространенные убеждения. Представления. Установки, касающиеся причин и особенностей различных явлений соц действительности. Носят религиозный или светский характер)

Язык (любая упорядоченная система символов, используемая в качестве средства коммуникации)

Знания (способ систематизации и хранения продуктов познаваемой деятельности человечества)

Функции культуры:

Трансляция культурно-исторического опыта человечества от одного поколения людей к другому. (преемственность)

Социализирующая функция

Регулятивная функция (поддержание порядка в обществе)

Аксиологическая (формирование ценностей и нравственности)

Возможность познания оркужающего мира


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: