Учебно-целевые вопросы

Адсорбция из раствора на твердом адсорбенте.

Цель занятия:

1. Проводить качественные опыты по адсорбции.

2. Количественно характеризовать зависимость степени адсорбции от концентрации адсорбтива.

3. Обрабатывать результаты опытов, делая обобщения и выводы.

Воспитательная цель:

привить умение пользоваться справочной литературой, аккуратное и экономное отношение к химическим реактивам и посуде.

Значение темы:

Адсорбция в широком смысле этого слова- это процесс самопроизвольного изменения концентрации веществ на поверхности раздела фаз. Гетерогенные системы чрезвычайно широко распространены в природе, промышленности и, естественно, их существованию сопутствуют процессы адсорбции. Так, например, процесс любого гетерогенного катализа начинается с адсорбции субстрата на активных центрах фермента. Это в одинаковой степени относится как к промышленному, так и к ферментативному катализу. Достаточно сказать, что фотосинтез начинается с адсорбции углекислого газа. Адсорбция лежит в основе таких промышленных процессов, как улавливание ценных паров и газов; осветления вин, сахара, глюкозы, фармакологических препаратов, нефтепродуктов; крашение волокон; флотационное обогащение руд, препаративная хроматография.

Трудно переоценить биологическую роль адсорбционных процессов. В качестве примеров можно назвать следующие явления: различная адсорбируемость токсинов, сопровождающая избирательным поражением органов; абсолютная избирательность взаимодействия «антитело-антиген», поражение ядами активных ферментов (например, отравление тяжелыми металлами, цианидами, монооксидами углерода); транспорт белками крови адсорбированных ими витаминов, гормонов, металлов, перенос кислорода гемоглобином, аминокислот эритроцитами и т.д. Действие ряда фармакологических препаратов связано с явлением адсорбции. Это, например, карболен (активированный уголь), применяющийся при отравлениях; гемодез и полиглюкин (кровезаменитель и дезинтоксикационный препарат).

Необходимый исходный уровень знаний и умений студентов.

Студенты должны знать:

1. Второй закон термодинамики и его следствия.

2. Полярные и неполярные группы.

3. Межмолекулярное взаимодействие.

4. Основы метода нейтрализации.

Студенты должны уметь:

1. Определять концентрацию кислоты методом нейтрализации.

2. Производить необходимые расчеты.

3. Делать выводы на основании полученных результатов.

Учебно-целевые вопросы.

1. Поверхностная энергия.

2. Следствие второго начала термодинамики о самопроизвольном уменьшении системой поверхностной энергии.

3. Возникновение поверхностного натяжения.

4. Поверхностно-активные вещества (ПАВ). Моющее действие ПАВ и биологическая роль. Правило Траубе. Закон Гиббса.

5. Адсорбция. Теория адсорбции (Ленгмюра, Поляни, БЭТ).

6. Избирательная и ионообменная адсорбция.

7. Биологическое значение адсорбции и ее практическое применение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: