Глава 6. Расовое многообразие человечества

Земной шар населен самыми разнообразными народностями. Для каждой из них характерны свое место обитания, свой язык, хозяйство, культура и быт. Они отличаются друг от друга по физическим, или телесным признакам, которые определяются визуально.

Несмотря на эти различия, биологически человечество едино, все люди нашей плане­ты относятся к одному биологическому виду Homo sapiens, в состав которого входит ряд более мелких делений, называемых расами.

Термин «раса» произошел от арабского ras, что значит «начало», «происхождение»; от итальянского razza – племя. В 1684 году француз Франсуа Бернье употребил для классификации человеческих рас термин la rase.

Существуют антропологические различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в различной естественно-географической обстановке. Подобные различия между физическими типами людей называют расовыми.

Расы отличаются друг от друга физическими признаками - цветом кожи, волос и глаз, формой волос, формой носа и верхнего века, формой и толщи­ной губ, чертами лица, формой черепа, длиной тела и его пропорциями. Эти признаки не имеют существенного значения для жизнедеятельности человека.

Физические особенности, по которым одна раса отличается от другой, наследственны и сравнительно мало изменяются в результате непосредственного влияния среды. Хотя возникли они в значительной степени под воздействием на ряд поколений в глубокой древности географических условий.

Таким образом, раса — это совокупность людей, объединенных общностью происхождения и комплексом признаков наследственно связанных друг с другом и приуроченных определенной территории.

Но не все физические особенности людей могут считаться расовыми. Например, сюда не относятся осанка, степень жироотложения, развитие мускулатуры, так как ни один из перечисленных признаков не относится конкретно к какому-либо географическому ареалу.

Еще с XVI в. ученые пытались решить вопрос о том, соответствуют ли человеческие расы подвидам или видам животных.

Сторонники видового единства человечества – моногенисты, были тесно связаны с церковью, утверждающей, что все люди произошли от Адама и Евы. Они вели борьбу с полигенистами, которые считали, что негры, белые, монголы и другие представляют собой особые, возникшие независимо друг от друга виды. На первом этапе к полигенистам присоединились прогрессивные ученые, выступавшие против церковных догм. Но в середине XIX в. основой мировоззрения полигенистов стал расизм, они открыто поддерживали торговлю неграми. Полное научное обоснование моногенизм получил после создания эволюционной теории Ч.Дарвина, которая определяет человечество как единый вид.

В истории человеческого общества и в жизнедеятельности людей их физические особенности не играют существенной роли. В отдаленные же времена, в период формирования человеческих рас, некоторые расовые физические особенности были полезны людям в определенных природных условиях. Но с развитием общества, с развитием материальной куль­туры они во многом утратили свое приспособительное значе­ние. Использование огня, изготовление одежды и обуви, по­стройка жилищ и усовершенствование орудий дали человече­ству возможность осваивать все новые и новые различные в природном и климатическом отношении территории.

Эта утрата приспособительного значения расовых призна­ков — одно из основных отличий рас человека от рас живот­ных.

История животных, их биологическая эволюция осуществляется путем приспособления к окружающим условиям и регулируется естественным отбором. Для каждой расы животных характерен свой ареал, ограниченный обычно каким-либо климатическим поясом или ландшафтно-географической зоной, за пределы которой представители данной расы далеко не выходят. В зоне соприкосновения ареалов расы животных могут смешиваться и образовывать переходные формы. Но в глубину ареалов друг друга расы не проникают, они придерживаются своей зоны обитания.

В процессе своего исторического разви­тия человеческие коллективы и расы, численно увеличиваясь, неоднократно меняли границы обитания, перемещались, нередко охватывали области, занятые другими расами. Поэтому расы человека смешивались не только в зонах соприкосновения, но и внутри самих ареалов.

Это смешение за тысячелетия истории человечества все более и более усиливалось. Метисация привела к образованию переходных форм, занимающих большие территории, а некоторые мелкие подразделения рас, например малые расы, сложились именно в результате смешения исходных форм.

Смешение между человеческими расами было особенно велико в период колониальных завоеваний, начиная е XVI века. С этого времени усилились и территориальные сме­щения разных рас. Так, европейцы стали переселяться в Аме­рику, Австралию, Центральную и Южную Африку, из Африки в Америку было перевезено множество негров.

Основное отличие рас человека от видов животных - это утрата приспособительного значения расовых признаков, усиливающаяся метисация между расами и перемещение ареалов, обусловленных социальными закономерностями.

Общественный способ производства и коллективный труд
ослабляли зависимость человека от природных условий. Общественное производство вело к освоению человеком окружающей географической среды и к образованию более многочисленных территориальных объединений. Сначала, на стадии родового строя, возникали племена, позднее, в конце феодальной эпохи, стали создаваться нации.

Но границы наций и рас не совпадают. Раса и нация —
это разные понятия. Нации развиваются под влиянием
социальных закономерностей. Они слагаются и распадаются
совершенно независимо от расовых особенностей. Совершенно ошибочно говорить «немецкая раса», или «славянская раса». В состав любой нации может входить несколько рас. Это хорошо видно хотя бы на примере Германии, очень неоднородной в антропологическом отношении. Немецкая, или германская, нация имеет очень сложный расовый состав. В северных районах Германии коренное население - это высокорослые, длинноголовые люди со светлыми глазами и волосами. В южных районах коренное население темноволосое и темноглазое, более низкого роста. Между этими двумя крайними типами в Германии отмечаются промежуточные формы. Также неоднородно по росту тела, длине головы и окраске волос и глаз население любой страны.

С другой стороны, одна и та же раса может быть составной частью различных наций. Так, высокорослые, длинноголовые и светлые представители североевропейской, или атланто-балтийской расы входят в состав населения Англии, Норвегии, Швеции, Германии и других североевропейских стран. Представители индосредиземноморской расы с карими глазами, черными волнистыми волосами, длинной или средне длинной головой и выпуклым носом входят в состав населения Италии, Испании, Индии, Греции и многих других стран. Отсюда следует, что нации слагаются не по расовым признакам.

Нация – это исторически сложившаяся общность людей, проживающих на одной территории и имеющих общий язык, экономический уклад жизни и особенности психики.

Язык формируется в ходе истории народов и с расой не связан. Он служит средством общения между людьми и возник в процессе трудовой деятельности. Поэтому, как и в слу­чае с нациями, расовые и языковые границы не совпадают. Возьмем индоевропейскую семью языков. На индоевропейских языках говорят народы Европы, Ирана, Ин­дии, Армении. А мы знаем, что по своему физическому типу светловолосые и светлоглазые народы Северо-Западной Евро­пы отличаются от темноглазого и темноволосого смуглого на­селения Южной Европы, а также народов Индии и Ирана.

На тюркских языках говорят якуты — типичные представители монголоидной расы и азербайджанцы — темноокрашенные европейцы. В расовом отношении очень разнообразны и народности, говорящие на самодийских и финно-угорских языках. К ним относятся и ненцы, которые по физическим особенностям относятся к монголоидной расе, и западные финны — представители европейцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: