1. Т.е. воздух. Разъясняя излагаемое здесь сомнение, Ибн-Баджжа пишет, что, по общим положениям аристотелевского трактата "О восприятии и воспринимаемом", каждое чувство возбуждается движением, начало которого может быть отдаленным и ближним. Отдаленным двигателем бывает чувственно воспринимаемый предмет, ближним – среда, каковой для зрения, слуха и обоняния служит воздух, а для вкуса – влага. Подобной средой для осязания Фемистий считал воздух, поскольку если рыба не может ничего осязать иначе как через воду (ибо вода не может быть отделена от находящегося в ней тела), то это тем более должно относиться к воздуху и находящемуся в нем телу.
Глава двенадцатая
1. Растение не имеет ощущения, допустим холода и тепла; оно лишь охлаждается, нагревается, замерзает, вянет и т.п., т.е. изменяется не через восприятие формы теплого, например, а само становясь теплым.
Книга третья
Глава вторая
1. Речь идет, по-видимому, о Демокрите и его учениках.
2. Точку, служащую границей между двумя частями линии, можно рассматривать одновременно и как начало одной части, и как конец другой.
|
|
Глава третья
1. Демокрит, Эмпедокл, Парменид, Анаксагор и Гомер (ср. "Метафизика" 1009b 17-31).
2. По-видимому, стих из недошедшей до нас части поэмы "О природе".
3. Эмпедокл. О природе, фр. 106.
4. "Одиссея" XVIII, 136.
5. Воображение отождествлял с ощущением Демокрит.
6. Т.е. когда ощущение бездействует.
7. Точка зрения Эмпедокла.
8. Точка зрения Платона (см. "Софист" 264b; "Филеб" 39b).
9. Т.е. ошибочно не само ощущение, а приписывание ощущаемого качества не надлежащему предмету.
10. Когда предмет воспринимается актуально, воображение соответствует действительности так же, как ощущение; когда же ощущение прекращается, ослабление движения, возникшего от него, может исказить образ.