Глава четвертая. 1. Речь идет о неподверженности ума такому воздействию воспринимаемых объектов, какое имеет место при чувственном восприятии

1. Речь идет о неподверженности ума такому воздействию воспринимаемых объектов, какое имеет место при чувственном восприятии.

2. Иными словами, если бы ум был с чем-то смешан, т.е. соединен с телом, то, как поясняется ниже, он обладал бы определенным качеством, которое всегда примешивалось бы к предмету мысли, препятствуя ого умопостижению.

3. А именно Платон.

4. Курносое (противопоставляемое "вогнутому") служит здесь для обозначения чего-то конкретно вещественного (ср. "Метафизика" VII 5, 1030b 16-20).

5. Т.е. данная плоть в данной материи.

6. Прямая здесь служит аналогом материального вообще, а ломаная линия как нечто последующее по отношению к прямой – аналогом предметов, состоящих из сочетания в определенной пропорции тех или иных элементов (например, плоти, состоящей из определенных частей земли и огня).

7. Т.е. связана с телом.

8. Двоица в учении Платона выступает в качестве идеи материи и относится к материи, как прямизна – к прямой.

9. Т.е. ум и постигаемое умом.

10. Т.е. мыслим через себя.

Глава шестая

1. Эмпедокл. О природе, фр. 57.

Глава седьмая

1. См. "Метафизика" 1048b 29-30; "Физика" IV 2, 201b 31-32.

2. В издании Bekker'a – homogene ("однородное").

3. По Фукидиду, приводя в движение горящий хворост, сигнализировали о приближении неприятеля (горящий хворост в спокойном состоянии означал, что подходят союзники).

4. Ср. 429b 13-20.

Глава восьмая

1. Ср. "О частях животных" IV 10, 687а 16-23.

2. Видимо, на низшей ступени абстрагирующей деятельности ума.

Глава девятая

1. Платон.

2. По-видимому, некоторые последователи Платона.

3. См. прим. 7 к гл. 5 кн. I.

4. По аналогии с неудачными произведениями, создаваемыми "творческим искусством", Аристотель называет такие уродства "ошибкой" природы.

5. А именно желание (стремление).

Глава десятая

1. То, к чему имеется стремление.

2. Т.е. по-разному, так как рассудительность решает, осуществлять ли данное благо или нет (см. "Никомахова этика" IV 5, 1140а 24 – b30).

3. Т.е. как в суставе, который представляет собой сочленение двух костей.

Глава одиннадцатая

1. Небесная сфера есть движущее (и потому "господствующее") начало для всего расположенного ниже ее.

2. А именно: 1) движение, сообщаемое воле стремлением, 2) движение, сообщаемое стремлению волей, и 3) движение, сообщаемое одному стремлению другим стремлением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: