Комментарии. 1 в этом принципиально важном положении Аристотель подчеркивает, что

1 В этом принципиально важном положении Аристотель подчеркивает, что

поэт не должен копировать жизнь, что задача поэта - изображать сущность,

общее. Но тут же кроется и непонимание Аристотелем того, что поэт изображает

общее в единичном. В данном случае у Аристотеля, по словам В. И. Ленина,

сказывается "наивная запутанность, беспомощно-жалкая запутанность в

диалектике общего и отдельного - понятия и чувственно воспринимаемой

реальности отдельного предмета, вещи, явления" (В. И. Ленин, Философские

тетради, Госполитиздат, 1947, стр. 304).

2 Аристотель подчеркивает познавательную функцию искусства, и этим он

резко отличается от своего учителя Платона, который не признавал, что

искусство дает знание действительности.

3 Аристотель связывает характер поэтических жанров (особенно трагедии и

комедии) с моральным обликом личности поэта. Данный взгляд Аристотеля

совершенно неприменим к таким драматургам, которые создавали и трагедии и

комедии.

4 Положение Аристотеля относительно "очищения", совершающегося через

страх и сострадание, вызвало многочисленные объяснения, так как сам

Аристотель его не раскрывает. Надо думать, что под "очищением" (катарсис)

Аристотель понимал воспитательное воздействие трагедии, которая была

детищем греческой демократии и воспитывала в гражданах чувство коллективизма

и стойкость в борьбе с жизненными препятствиями.

5 Аристотель сначала рассматривает трагедию и комедию исторически,

правильно связывая эти жанры с культовой основой, а потом приходит к

признанию какого-то имманентного развития трагедии и комедии. В этом

сказываются те колебания Аристотеля между идеализмом и материализмом,

которые ярко проявляются и в самой философии этого мыслителя.

6 Аристотель правильно отмечает, что трагедия изображает действие,

напряженную борьбу; дальше он верно и тонко рассуждает, как в зависимости

от этой специфики отличается и композиция трагедии по сравнению с

композицией эпоса. Но в этом же положении Аристотель допускает неправильное

толкование роли характеров трагедии. Он считает (вероятно, учитывая

современную ему античную поэтическую практику), что для трагедии важнее

фабула, чем характеры; Аристотель даже замечает, что трагедия может быть без

характеров, а без фабулы - никогда. Такой отрыв характеров от фабулы, с

нашей точки зрения, не верен, так как фабула дается через изображение

поступков людей, через характеры, а не вне их.

7 Таким образом, Аристотель не связывает вопрос о благородном герое с

происхождением последнего. Несмотря на то что Аристотель был убежденным

рабовладельцем, все же он считает, что и раб может быть положительным

персонажем трагедии.

Популярность: 77, Last-modified: Wed, 26 Oct 2005 04:57:18 GMT


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: