(проблемы классификации искусств)
Система искусств и ее исторические метаморфозы (от первобытного художественного синкретизма к современной дифференцированной системе искусств).
Проблема видовой и жанровой классификации искусства как одна из важнейших проблем теоретического искусствознания. Онтологический, семиотический и функциональный критерии классификации искусства. Место каждого вида искусства в целостной системе искусств.
Искусствоведческое исследование, его жанры и формы.
Особенности диссертационного исследования
Искусствоведческое исследование как процесс, его этапы и задачи. Изучение и каталогизация художественных памятников. Изучение научной литературы. Обобщение материала и выработка научной концепции. Оформление результатов исследования в текст или научное сообщение. Особенности теоретического и исторического исследования. Формы обмена научной информацией (публикации, симпозиумы, конференции).
Искусствоведческое исследование как текст. Виды и жанры научных публикаций: монография, научная статья, библиографический (аннотированный) указатель, каталог, диссертация.
Требования к диссертационному исследованию. Задачи и цели кандидатской диссертации. Задачи и цели докторской диссертации. Текст диссертации и автореферата: структура, характер текста и его оформления.
Художественная критика, ее функции, формы и задачи.
Особенности исторического формирования художественной критики. Место художественной критики в системе современного искусствоведческого знания. Оценочно-субъективная природа критики. Принцип участия критика в живой художественной практике. Проблема «объективности» художественно-критического сознания. Функции художественной критики как регулятора художественной жизни и ценностных отношений современного общества (фиксация художественных процессов, просветительство, формулировка «социального заказа»). Жанры критический публикаций: критическое эссе, очерк, обзор, рецензия, портрет, интервью, критико-полемическая статья, критическая биография. Критика как арьергард или авангард искусствоведения.