6.1 Первая половина – середина 18 в. Зарождение интереса к отечественной старине, складывающееся в обществе понятие о необходимости уважительного отношения к ней. Указы святейшего Синода об освидетельствовании церковной утвари и пристойном хранении ризничных вещей.
6.2 Искусство допетровской Руси в контексте эстетики позднего романтизма и официальной доктрины «монархии, православия, народности».
Начало систематического описания и изучения памятников средневекового русского искусства. Изучение византийских, славянских и древнерусских памятников в поисках национальной идеи, «национального стиля». Г.Г.Гагарин, Ф.Ф.Рихтер. Издания рисунков и описаний памятников русского зодчества. Музей православного иконописания в Имп. Академии Художеств.
6.3 Формирование основ систематической Истории русского искусства. Исследования о русском иконописании И.М.Сахарова, Д.А.Ровинского.
Г.Д.Филимонов – разработка принципов анализа памятников искусства, сочетание в исследованиях археологического и источниковедческого методов.
|
|
Ф.И.Буслаев, связь словесности и искусства. Истолкование художественных особенностей древнерусского искусства.
6.4 Археологический метод изучения отечественных древностей.
А.С.Уваров и Московское Археологическое общество (МАО). Произведение искусства как памятник истории в контексте письменных источников и в контексте «исторического быта».
Деятельность Имп. Археологической комиссии (ИАК) и Общества любителей древней письменности (ОЛДП).
6.5. Становление иконографического метода.
Изучение канонических изобразительных типов и форм, их значения и бытования, их интерпретации в древнерусском искусстве. Н.П.Кондаков, Н.В.Покровский.
Изучение истоков искусства Древней Руси.
6.6. Первые попытки построения концепции исторического развития искусства Древней Руси и формирования оригинальных черт русского искусства.
Фактография. Изучение документальных материалов, натурные описания и археологические исследования.
Типологические построения. Н.В.Покровский (Стенные росписи в древних храмах византийских и русских, Н.В.Султанов (Русские шатровые церкви).
Вопрос об итальянских влияниях на византийское и древнерусское искусств. Полемика между Н.П.Лихачевым и Н.П.Кондаковым.
История стиля. Выделение материала искусства из общего массива «христианских древностей». Памятник как самоценный источник уникальной исторической информации. Труды М.В.Красовского по каменному и деревянному зодчеству.
Взгляд на историю искусств как область развития разных типов художественного сознания (Эллинизм и Восток).
|
|
Иконопись и литургика статьи Е.Н.Трубецкого и П.А.Флоренского.
6.7. Исследование памятников в 1920–1930-е годы.
Восполнения лакун, восстановления реальной картины истории средневекового русского искусства. Реставрационные исследования – «Комиссия по изучению памятников древнерусской живописи».
Открытие росписей Новгорода и Владимира, фресок Феофана Грека и Андрей Рублева. Статьи И.Э.Грабаря, противопоставление двух начал – «новгородского» и «суздальского» в иконописи 13–15 вв.
Вопросы формообразования, язык иконописи. Зарождение семиотического подхода к изучению искусства Древней Руси («Оборотная перспектива» П.А.Флоренского, аналитические статьи Ю.А.Олсуфьева).
6.8. История искусства как борьба и смена разных формально-стилистических систем, и как «борьба идей».
Первые опыты осмысления нового материала и написания обобщающих очерков истории развития древнерусского искусства, основанные на анализе стиля.
Влияние «марксистской» социологии искусства. Путеводители по выставочным экспозициям в Историческом музее (А.И.Анисимова) и Третьяковской галерее (под ред. Н.Н.Коваленской). Книга
Рассмотрение искусства в контексте истории культуры Древней Руси, как источника для комментирования литературных текстов и исторических событий.).
Зарубежные исследования древнерусского искусства. Издания «Seminarium Kondakovianum».
История древнерусской живописи с позиции литературоведения. Отражение идейной жизни общества. Монография Б.В.Михайловского и Б.И.Пуришева «Очерки истории древнерусской монументальной живописи» (1941).
В.Н.Лазарев. Разработка общей методологической основы истории искусства византийского мира.
6.9. Древнерусское искусство как «мифологическая» система, отражающая идеальные представления народа и как «бытовое окружение»..
Подчинение картины стилистического развития периодизации социально-политической истории русского государства. «История русского искусства» под ред. И.Э.Грабаря, издававшейся АН СССР, тома 1–4 (1953–1959).
Сближение профессионального искусства и народного творчества (М.В. Алпатов. Всеобщая история искусства. Т. 3, 1955).
6.10. 1960–1970-е гг. Дополнение и «уточнение» «Истории русского искусства»
Принцип историзма в трудах В.Н. Лазарева.
Популяризация древнерусского искусства как «явления» национальной и мировой художественной культуры. Путеводители по старым русским городам, альбомы. (Н.Н.Воронин, М.К.Каргер, М.В.Алпатов, В.Н.Лазарев).
Развитие академической науки. Комплексные исследования, сочетающие анализ всех видов исторических источников, техники, иконографии и стиля (Н.Н.Воронин. Зодчество Северо-Восточной Руси).
Каталогизация музейных собраний.
Конкретизация понятий «школа», выявление их стилистических, иконографических и технико-технологических особенностей (Работы П.А. Раппопорта, С.С.Подъяпольского, Г.И.Вздорнова, Г.В.Попова, Э.С.Смирновой. Изучение отдельных видов искусства.
Использование методов функционального, иконографического и иконологического анализа при рассмотрении памятников архитектуры. Проблема возникновения высокого иконостаса, работы итальянских архитекторов в России на рубеже 15–16 вв. (С.С.Подъяпольский).
Зарождение принципов критической оценки материальной структуры памятника, споры о принципах научной реставрации.
6.11. Современный этап развития науки о древнерусском искусстве.
Развитие компаративистских исследований. Древнерусское искусство как особая ветвь единой художественной культуры Византийского (православного) мира (А.И.Комеч, О.С. Попова, Э.С. Смирнова). Пути проникновения западно-европейских влияний, их интерпретация (С.С. Подъяпольский, В.П. Выголов).
Архетипы в искусстве, их интерпретация на разных стадиях развития художественной традиции (сборники «Иерусалим в русской культуре», «Сакральная топография средневекового города» и др.).
|
|
Развитие понятия о памятнике как многомерной системе, представляющей синтез культурных традиций.
Сочетание стилистического, реставрационного и археологического методов изучения памятников искусства (С.С. Подъяпольский, П.А. Раппопорт, Г.М. Штендер, Г.И. Вздорнов, О.В. Лелекова, Л.А. Беляев, О. М. Иоаннисян).
Соединение истории искусства и краеведения. Издания областных музеев и археологических экспедиций (Новгород, Псков, Ростов, Ярославль, Муром, Владимир).