Б) Музыка

Начало ХХ века. Основные направления развития русской музыкальной мысли. Новая музыкальная практика, новые задачи и методы музыкознания. Состояние музыкальной критики.

С.И.Танеев и его значение для русской культуры ХХ века. Музыкально-теоретическая и педагогическая деятельность Танеева. Работы Танеева по теории музыки. Направленность теоретических идей Танеева, применение математических методов анализа музыки. Разработка понятия «контрапункт», «сложный контрапункт». Описание техники сложного контрапункта. Дальнейшая разработка понятия «тональности» у Танеева. Форма и гармония. Теория «объединяющей тональности». Отношение Танеева к музыкальной культуре древности и к современной музыке.Танеев об «исчезновении» тональности и распаде музыкальной формы. Учение Танеева о каноне.

Музыкально-теоретические работы Э.К.Розенова («О применении закона «золотого делания» к музыке», 1904), Ю.Н.Мельгунова («Элементарный учебник музыкальной ритмики», 1907).

Музыкально-теоретическая концепция Б.Л.Яворского (1877-1942). Основные работы Яворского. Теория ладового ритма. Музыкальная речь, содержание музыкальной речи. Отношения между звуками. Типы звуковых тяготений. Роль тритона в системе Яворского. Теория систем. Различие между ладами и системами. Строение ладов, классификация ладов. Понятие устойчивости и неустойчивости. Разработка понятия тональности. Тональность как высотное положение лада. Ладотональность. Тональность с диссонантным устоем (диссонирующая тоника). Рассредоточенная тоника. Родство тональностей. Музыкальная форма и теория музыкальной формы с точки зрения ладовых отношений у Яворского. Значение концепции Б.Яворского.

Теория метротектонизма Г.Э.Конюса (1862-1933). Основные работы Г.Конюса. Возникновение теории метротектонизма (ок. 1900). Такт высшего порядка. Закон равновесия временных величин. Цельность, два рода цельности. Хореический принцип структуры.

Советское музыкознание (1917-1991). Вопросы периодизации (Ю.Холопов): 1) 1917-1947; 2) 1948-1991. Новая идеология и политика. Новая методология (марксизм-ленинизм, исторический, классовый и социологический подход к искусству). Борьба направлений в музыкознании 20-х годов (РАПМ, АСМ). Ведущие теоретические концепции в советском музыкознании.

Лосев А.Ф. (1893-1988). Биографические сведения. Труды Лосева. Концепция философии музыки в работах «Музыка как предмет логики» (1927) и «История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития» (кн. 1 и 2, 1992, 1994). Проблема феноменологии музыки. Теория музыкального времени, числа, музыкальной формы. Сущность музыки и природа числа. Предмет музыки и среда музыки. Музыка как временная форма. Время как философская категория, как «становление изменения всего и во всем». Число, неизменность числа в качестве категории, организующей становление. Соотношение времени и числа. Музыкальная форма как материализация числа и времени. Философская теория гармонии у А.Ф.Лосева. Тождество мировой гармонии и мировой музыки (линия пифагорейцев, Боэция, Капеллы). Категории единого, числа, мирового ума, души и космоса как эманация всего сущего. Философское обоснование логической структуры феномена гармонии (музыки) через иерархию перечисленных категорий.

Музыкально-теоретическая концепция Б.В.Асафьева (1884-1949). Биографические сведения. Совмещение традиционной русской музыкальной науки с новой методологией. Теория музыкальной формы у Асафьева. Музыкальная форма как процесс. Систематика музыкальных форм. Коммуникативный аспект музыкальной формы: направленность формы на слушателя. Триада Асафьева i:m:t. Теория интонации. Интонация как научное понятие. Лад как комплекс интонаций. Общая оценка теории Асафьева, развитие идей Асафьева в трудах советских музыковедов.

Обзор достижений отечественного музыкознания.

История музыки. Основная проблематика в работах Р.Грубера, М.Иванова-Борецкого, Т.Ливановой, М.Друскина, В.Конен, Ю.Келдыша, Е.Орловой, Н.Туманиной, В.Брянцевой, Е.Царевой, М.Сапонова, Н.Гавриловой и др. Издание многотомных учебных пособий по истории зарубежной музыки, истории русской музыки, истории советской музыки и музыки народов СССР, многотомный труд «Музыка ХХ века», хрестоматий по музыкальной эстетике различных период и стран, исследований в области музыкальной критики и т.д.

Гармония. Теория переменных функций и учение о мелодической фигурации Ю.Н.Тюлина. Проблемы гармонии в трудах Г.Катуара, в бригадном учебнике гармонии, в статьях Должанского, в работах И.Способина, Х.Кушнарева, В.Беркова, Ю.Холопова, Т.Бершадской, Н.Гуляницкой, Л.Дьячковой. Исследования в области русской гармонии у А.Мясоедова, модальной гармонии у М.Этингера и Т.Барановой.

Музыкальная форма. Работы Г.Катуара, Л.Мазеля, В.Цуккермана, И.Способина, С.Скребкова, В.Протопопова, В.Бобровского, Е.Назайкинского, Т.Кюрегян, В.Холоповой. Разработка В.Н.Холоповой нового теоретического курса «Музыка как вид искусства».

Теория композиции. Учебники М.Гнесина и Е.Месснера по композиции. Теория современной композиции в трудах Э.Денисова, Л.Дьячковой, А.Маклыгина. Теория и систематика музыкальных форм ХХ века (В.Ценова, В.Холопова). Индивидуальные техники композиции И.Стравинского (В.Холопова, Л.Дьячкова, В.Задерацкий, С.Савенко), А.Веберна (Ю.Холопов и В.Холопова), П.Булеза (Ю.Кон, Н.Петрусева), К.Штокхаузен (С.Савенко, М.Просняков, С.Хлыбова, Ю.Холопов и др.).

Теория и история полифонии. Танеевские традиции в трудах С.С.Богатырева. Работы В.В.Протопопова. школа В.В.Протопопова. Издание многотомной истории полифонии от Х до ХХ веков. Авторы: Ю.Евдокимова, Т.Дубравская (издание продолжается). Работы Н.Симаковой. Книга И.Кузнецова о полифонии ХХ века.

Труды по оркестровке. Работы А.Веприка, С.Василенко, Д.Рогаль-Левицкого, Ю.Фортунатова, И.Барсовой.

Теория древнерусской музыки в работах Н.Успенского, М.Бражникова, А.Кручининой. В.Протопопова, С.Фролова, И.Ефимовой, Т.Владышевской, Б.Смолякова, И.Лозовой, Н.Денисова и др. Развитие науки о народном творчестве. Труды К.Квитки, Х.Кушнарева, Н.Гиляровой, Т.Старостиной, Б.Ефименковой, В.Щурова и др.

Исследование истории музыкальной теории в работах И.Рыжкина, Л.Мазеля, Т.Ливановой, А.Лосева, Т.Барановой и др. Новое направление музыкальной науки – аутентичная теории (переводы и исследования трактатов). Труды В.Федотова, Е.Герцмана, С.Лебедева, В.Цыпина, Р.Поспеловой, Н.Тарасевича, Н.Ефимовой, Б.Клейнера и др.

Педагогика и исполнительство. Основные направления развития. Ступени музыкального образования. Специализация. Фортепианная школа. Струнно-смычковые и духовые инструменты. Вокальная школа. Хоровое и симфоническое дирижирование. Народные инструменты. Музыковедение и композиция. Методы обучения. Интерпретация и исполнительские традиции. Выдающиеся исполнители ХХ века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: