Понятие рыночной структуры и ее типы

Конкуренция является необходимым и важным элементом рыночного механизма, но характер и формы конкуренции различны. Они зависят от типа рыночной структуры. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рынка: количество фирм в отрасли, количество покупателей, тип производимого продукта, возможности для входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации о технологии производства, рынках сбыта, контроль над рыночной ценой товара и др., способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы и другие аспекты, которые могут повлиять на поведение фирм.

В экономической теории выделяют 2 типа рынков:

  • рынок совершенной конкуренции (ни одна из фирм отрасли не в состоянии изменить рыночную ситуацию);
  • рынок несовершенной конкуренции (отдельная фирма в состоянии воздействовать на рынок, может регулировать спрос, предложение, цену в выгодном для себя направлении). Выделяют 3 типа несовершенной конкуренции: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция.

В экономической теории выделяют четыре рыночные структуры, которые характеризуются следующими основными чертами:

Таблица 1 Характеристика типов рыночных структур

Основные черты рыночной структуры Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Чистая монополия Олиглполия Монополистическая конкуренция
Количество и размеры фирм Много мелких Одна крупная Несколько крупных Много мелких и средних
Тип продукции Однородный (идентичная) Уникальный Однородный, дифференцированный Дифференцированный
Условия входа в отрасль и выходы Свободный Блокирован Трудный Вход и выход возможны
Доступ к информации Свободный Затруднен Затруднен Относительно свободный
Контроль над ценой Отсутствует Полный Заначительный Частичный

1. Совершенная конкуренция:

· большое количество покупателей и продавцов, при этом ни одна фирма не способна повлиять на рыночную ситуацию;

· продукция однородная (идентичная), вледствии этого покупателю не важно у кого он купит этот товар;

· компании могут свободно вступать на рынок и покидать его - не существует препятствий к вступлению или выходу, все участники рыночного процесса идеально информированы и получение информации является бесплатным;

· наличие единой общей информации о рынке всех продавцов и покупателей;

· отдельные покупатели или продавцы не могут повлиять своими действиями на рыночную цену - они принимают цену как данную, это происходит вследствие того, что размер компании является небольшим по сравнению с рынком, цены определяются рынком.

Рынок совершенной конкуренции является теоретической моделью, однако можно назвать ряд рынков, которые по своим характеристикам максимально приближены к совершенной конкуренции. Например, товарные рынки – сырье и материалы, например, чай, кофе, шерсть, хлопок, пшеница. Сельскохозяйственные рынки зачастую состоят из ряда небольших независимых фермеров, которые действительно принимают преобладающую на рынке цену как данную. Валютные рынки – продавцы и покупатели на валютных биржах покупают и продают валюту по цене, которая диктуется общими рыночными условиями. Фондовые рынки – выполняют условия существования большого количества продавцов и почти идеальной информации.

2. Чистая монополия:

· единственный поставщик, отрасль – синоним фирмы, поскольку фирма всего одна;

· реализуемый продукт уникален, отсутствуют близкие заменители данного вида продукции;

· на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного происхождения (в первом случае естественные монополии - предприятия общественного пользования, например: электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия; искусственные барьеры – патенты и лицензии, контроль товарных запасов и пунктов сбыта и др.), доступ к информации блокирован;

· монополист обладает рыночной властью: контролирует цены, поставки продукта на рынок (на рынке совершенной конкуренции фирма приспосабливается к существующей цене, монополист назначает ее).

Олигополия:

· несколько крупных компаний, зависимых друг от друга;

· производят как однородную, так и дифференцированную продукцию (однородная – рынки сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.п.; дифференцированная – рынки потребительских товаров);

· существуют определенные барьеры вхождения в отрасль, доступ к информации затруднен;

· слабая ценовая конкуренция: в случае повышения цен одной из компаний в одностороннем порядке она рискует потерять свою долю рынка, если другие компания ее не поддержат; понижение компанией цен на свою продукцию, если остальные компании последуют этому примеру, может привести к ценовой войне, поэтому преобладает неценовая конкуренция.

Монополистическая конкуренция:

· большое количество продавцов и покупателей;

· компании предлагают похожую, но не идентичную продукцию (продукция дифференцированная – одинаковая по назначению, но разная по качественным характеристикам);

· относительная легкость вступления в рынок;

· отдельная фирма в условиях дифференциации продукции обладает, в некоторой мере, монопольной властью над своим товаром; она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль.

В современной экономике наибольшее распространение получили такие рыночные структуры как монополистическая конкуренции и олигополигополистические рынки. Поэтому неоклассическая школа (А. Маршалл, Д. Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение. Дискуссия о ценообразовании, развернувшаяся еще в 1920-х годах ХХ столетия (под влиянием работ П. Стаффы, в которых он доказывал, что крупные фирмы постоянно нарушают механизм свободной конкуренции и ценообразования), позволила по-иному взглянуть на конкуренцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: