double arrow

Характеристика основных рыночных структур: совершенная конкуренция и монополистическая конкуренция


11.1. Типы рыночной структуры и диагностирование рыночной власти Условия, которые складываются на рынке и в которых протекает рыночная конкуренция принято называть структурой рынка. Фактически речь идет об основных характеристиках того или иного рынка. Такими характеристиками являются: – количество и размеры фирм, продающих продукцию на данном рынке; – степень сходства или различий продукции, продаваемой различными фирмами; – условия входа на рынок новых фирм и выхода из него; – доступность рыночной информации. В соответствии со спецификой проявления данных характеристик на различных рынках их относят к одному из четырех типов рыночной структуры: совершенной конкуренции, монополии, олигополии и монополистической конкуренции. Совершенная конкуренция – это такой тип рыночной структуры, который характеризуется присутствием на рынке в качестве продавцов достаточно большого количества фирм, продажей однородной продукции, свободным входом на рынок в качестве продавца любой новой фирмы и свободным выходом из рынка любой из работающих фирм, свободным доступом к рыночной информации. Достаточно большим количеством продавцов следует считать такое их количество, при котором ни один из них не может изменить ситуацию на рынке. Мы помним, что в соответствии с законом спроса цена может меняться по мере изменения количества продукции, предлагаемого для продажи на рынке. Однако чтобы такое изменение произошло, необходимо существенное изменение предложения. На рынке же совершенной конкуренции не одна из фирм не производит такого количества продукции, которого было бы достаточно, чтобы повлиять на рыночную цену. Поэтому долю продаж любой из фирм на конкурентном рынке нельзя считать значительной, то есть она слишком мала, чтобы оказывать какое либо заметное влияние на рыночную ситуацию. Заметим, что, как правило, бывает достаточно трудно определить, какое количество продукции, если ее дополнительно предложить для продажи, может повлиять на рыночную цену. Многое здесь зависит от конкретных обстоятельств. На местных рынках, например, зачастую, достаточно незначительной товарной интервенции, чтобы ситуация с ценами существенно изменилась. Поэтому местные рынки редко характеризуются состоянием развитой конкуренции. На рынке совершенной конкуренции продается однородная, стандартизированная продукция. Это означает, что продукт каждой фирмы является совершенным заменителем продукта любой другой фирмы. Кроме того, на рынке совершенной конкуренции для всех фирм, как уже работающих на данном рынке, так и только собирающихся это сделать, имеются совершенно одинаковые условия с точки зрения цен, которые они платят, и будут платить, за ресурсы, доступа к лицензиям, авторским правам и т.п. С другой стороны, фирмам не чинятся никакие препятствия при выходе с данного рынка, и они свободно могут продать ненужные им после ухода с данного рынка капитальные ресурсы. Наконец, все покупатели и продавцы данного рынка имеют равный и свободный доступ к информации, касающейся цен на товары и ресурсы, технологии производства, характеристик продукта и т.п. Монополия является полной противоположностью совершенной конкуренции. Это рынок, на котором единственная фирма осуществляет все продажи некоторого продукта, не имеющего близких заменителей. В следующей главе мы подробнее рассмотрим этот тип рыночной структуры, а также рассмотрим причины, по которым на рынке может складываться подобное положение. Рынок монополистической конкуренции очень похож на рынок совершенной конкуренции, с той лишь разницей, что многие продавцы предлагают к продаже на нем товары, не являющиеся совершенными заменителями. Товары различных фирм, обеспечивая удовлетворение сходных потребностей, все же, отличаются друг от друга какими-то характеристиками. Наконец, олигополия представляет собой такой тип рыночной структуры, в рамках которого относительно небольшое количество фирм осуществляют свои продажи на каком-то рынке. При этом, по крайней мере, некоторые из них контролируют значительную часть рыночных продаж. Специфика данного типа рыночной структуры состоит в том, что конкурирующие на рынке фирмы со значительными долями продаж должны в своих действиях учитывать последствия не только собственных действий, но и действий конкурентов. На рынке олигополии может продаваться как однородная, так и неоднородная продукция. Доступ на данный рынок может быть существенно ограниченным и относительно свободным. Кроме того, на таком рынке, как покупатели, так и продавцы не всегда имеют свободный доступ к информации. Позже мы также подробно рассмотрим данный тип рыночной структуры. Нетрудно заметить, что реальные рынки редко напоминают, например, рынок совершенной конкуренции или монополии. Эти типы рыночной структуры, называемые иногда идеальными, необходимы нам для выяснения общих принципов функционирования экономики. Такие теоретические модели обладают тем преимуществом, что они свободны от, зачастую, второстепенных, несущественных деталей и поэтому позволяют ясно увидеть те ограничения, с которыми сталкивается фирма на пути реализации своих целей. Именно поэтому мы начнем рассмотрение принципов функционирования фирмы с этих, теоретических моделей. Вместе с тем, иногда реальные рынки все же отвечают требованиям совершенной конкуренции или монополии. Например, с известной долей условности в качестве примеров совершенной конкуренции можно привести рынки сельскохозяйственных, товаров, сырьевые рынки или финансовые рынки. Положение очень близкое к состоянию монополии часто наблюдается на местных рынках. Некоторые же рынки очень похожи на те, которые мы смоделировали. Например, многие реальные рынки напоминают рынки монополистической конкуренции и олигополии. К числу рынков монополистической конкуренции относят, как правило, сферу услуг, Тип рыночной структуры Количест -во и размеры фирм Характе- ристика продукции Условия входа на рынок Доступ-ность рыночной информа-ции Примеры Совершен-ная конкуренция Большое количество небольших фирм Все фирмы производят однородную продукцию Нет препятствий для входа на рынок Информация равнодоступ-на всем фирмам Финансовые рынки, рынки с/х продуктов Монополис- тическая конкуренция Большое количество небольших фирм Разнородная продукция Нет препятствий для входа на рынок Существуют некоторые ограничения Сфера услуг, производство прохладитель- ных напитков Олигополия Небольшое количество фирм, есть крупные фирмы Однородная или разнородная продукция Существуют препятствия для входа на рынок Существуют ограничения Производство самолетов, производство сигарет Монополия Одна фирма Фирма производит продукт, не имеющий заменителей Непреодоли- мые барьеры на входе Существуют ограничения Местная телефонная кампания Таблица 11.1. Характеристика типов рыночных структур анковский сектор, сеть предприятий общественного питания, производство одежды. Типичными олигополистическими отраслями являются автомобилестроение, самолетостроение, производство стали, алюминия и некоторые другие. Конечно, не существует четкой границы между монополистической конкуренцией и олигополией. Вместе с тем такое разграничение, как и разграничение других типов рыночной структуры, часто имеет большое значение как для выработки стратегии поведения фирмы, так и для осуществления эффективной экономической политики. Поэтому возникает необходимость выработки показателей, характеризующих принадлежность того или иного рынка к определенным нами структурам. Считается, и не без оснований, что рыночная власть как возможность реально влиять на положение дел на рынке используется теми, кто обладает такой властью для достижения своих целей. Поскольку реально повлиять на рыночную цену путем изменения объема продаж имеет возможность только достаточно крупная фирма, фирма, обладающая значительной долей предложения, то степень превышения цены над издержками производства можно рассматривать как показатель рыночной власти. Этот принцип положен в основу расчета индекса Лернера, названного так в честь американского экономиста Абба П. Лернера, впервые предложившего такой подход. Индекс Лернера рассчитывается по следующей формуле: P P MC M − = , где M – индекс рыночной власти, P – цена товара, MC – предельные издержки производства товара. Очевидно, что отсутствие разницы между ценой и предельными издержками, а такое положение, как мы увидим позже, характерно для рынка совершенной конкуренции, делает индекс Лернера равным нулю. Положительное значение этого индекса указывает на наличие рыночной власти. При этом, чем больше положительное значение индекса Лернера, тем ближе исследуемый рынок к состоянию монополии. Однако использование индекса Лернера для диагностирования рыночной власти затруднено. Во-первых, это обусловлено проблемами с получением данных о предельных издержках. Если же вместо предельных издержек использовать средние издержки, что чаще всего и делается, то возникает проблема разграничения экономической и бухгалтерской прибыли. При этом трудно бывает учесть отраслевые различия в нормальной прибыли, обусловленные различиями в доле обственных ресурсов, используемых в производстве, а также различиями в риске экономической деятельности. Поэтому для диагностирования рыночной власти чаще используются другие характеристики. Одной из таких характеристик является концентрация рынка, под которой понимается степень преобладания на рынке наиболее крупных фирм. В качестве показателя концентрации чаще всего используется коэффициент концентрации, как доля четырех или восьми наиболее крупных фирм в совокупном объеме рыночных продаж. Однако этот показатель не отражает различий в концентрации рынка, обусловленных очень высокой долей наиболее крупных фирм. Например, коэффициент концентрации будет одинаковым, если 97 % продаж будет принадлежать одной фирме, а еще трем по одному проценту, и если каждая из четырех фирм будет осуществлять по 25 % рыночных продаж. Но на этих рынках существовали бы совершенно разные условия конкуренции. Отмеченный недостаток легко преодолевается с помощью индекса Герфиндаля. В основу расчета этого индекса положен принцип суммирования возведенных в квадрат долей продаж каждой фирмы: p p p pn n j j H 2 2 2 2 1 1 2 = ∑ = + + ... + = , где Н – индекс рыночной концентрации Герфиндаля, pj – доля продаж j – ой фирмы, n – количество фирм в отрасли. Не трудно заметить, что индекс Герфиндаля возрастает, если увеличивается число крупных фирм в отрасли. Максимальным значением этого индекса будет 10 000 – значение, соответствующее чистой монополии. В условиях совершенной конкуренции индекс Герфиндаля стремится к нулю. Индекс Герфиндаля используется в практике антимонопольного регулирования ряда стран. Считается, например, что если значение этого индекса превышает 1 000, то отрасль испытывает недостаток конкуренции и нуждается в мерах антимонопольного регулирования.

Налоги: сущность, виды, функции. Фискальная политика государства. Сущность налогов. Функции налогов: фискальная, регулирующая (стимулирующая), контрольная. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги. Федеральные налоги, налоги членов федерации и местные налоги. Роль налогов в формировании бюджетов. Бюджетно-налоговое планирование и регулирование. Налоги известны людям с глубокой древности, когда они были представлены в форме дани, подати. Первоначально налоги возникли из необходимости покрывать общественные потребности, которые неизбежно возникают у совместно проживающих людей. Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. С экономической точки зрения , налоги представляют собой главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемых органами государственной власти. С юридической точки зрения , налоги — это устанавливаемые законодательными актами нормы , регулирующие размеры, формы , методы, сроки безвозмездного изъятия государством части доходов предприятий , организаций, населения. В ст. 8 части первой Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования. Некоторые авторы, подчеркивая всю сложность отношений , которые возникают в процессе взимания государством налогов, вводят более широкое понятие «налогообложение», под которым понимают определенную «совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений , складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающих собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование»'. Отличительными чертами любого налога являются: 1) индивидуальная безвозмездность; 2) безэквивалентность; 3) обязательность; 4) законность. Наиболее важной характеристикой понятия «налог» является, на наш взгляд, характеристика «индивидуальной безвозмездности», которая означает, что уплата налога не приводит к возникновению у государства обязанности возместить понесенные затраты в каком-либо виде в полном размере конкретному налогоплательщику. Налогам характерно свойство «обшей возмездное™», что означает возмещение всем налогоплательщикам понесенных затрат посредством реализации функций государственного управления. Наряду с понятием «налог» существуют еще такие понятия, как «пошлина» и «сбор», которые являются похожими, но не одинаковыми. Все эти понятия сближает принудительный характер изъятия. Однако, в отличие от налога, пошлина — это обязательный платеж, взимаемый государственными и иными уполномоченными органами за совершение в отношении плательщика юридически значимых действий . Таким образом, пошлина собирается не со всех, а только с тех, кто вступает с соответствующими органами власти в отношения по поводу получения определенных услуг. В этом смысле пошлина отличается от налога отсутствием такой характеристики, как безэквивалентность. Вместе с тем лицо , воспользовавшись услугой, уже не может отказаться от уплаты соответствующей пошлины. Здесь и проявляется принудительный характер платежа, сближающий пошлину и налог. То же относится и к понятию «сбор». Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц , уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Таким образом, сбор — это целенаправленный платеж, адресность которого, как правило, содержится в его названии (целевой сбор на содержание милиции , сбор на нужды образовательных учреждений и т.п.). Либо это безадресный платеж с определенного вида деятельности или за право осуществления такой деятельности (сбор за право торговли, проведение местных аукционов и т.п.). В отношении сбора также не действует принцип безэквивалентности. Однако, так же как пошлину, лицо , получившее разрешение, обязано уплатить сбор. Поэтому не все обязательные платежи следует рассматривать как налоговые. Существуют, например, такие, как пошлина, сбор, которые занимают определенное место в фискальной системе, но в строгом смысле налогами не являются. Налоговым можно назвать только такое движение денежных средств, которое отвечает следующим основным требованиям: 1) это движение представляет собой смену форм собственности. Только тогда принудительное изъятие средств в казну государства является налоговым, когда часть денежных средств переходит из корпоративной или индивидуальной собственности в государственную. 2) налогообложение основывается на рентной составляющей, будь то добавочный доход от использования земли, недр, труда или капитала. Только в этом случае изъятие государством денежных средств будет восприниматься налогоплательщиком как справедливое, не относящееся к тем средствам, которые используются им для собственного воспроизводства; 3) это система денежных взаимоотношений , которая строится в пределах вновь созданной стоимости. При этом налоговые отношения не должны распространяться на капитал, авансируемый или инвестируемый для расширения производства товаров, работ и услуг. В этом смысле данная система взаимоотношений является своеобразным индикатором достигнутого или не достигнутого согласования личных, корпоративных и государственных интересов. Она может нарушать либо , наоборот, защищать права собственности; 4) денежные средства, которые перераспределяются посредством налогов и поступают в казну государства, должны использоваться исключительно на общенациональные нужды. Если налогоплательщики не ощущают такой взаимосвязи, то это приводит к укрытию доходов и уклонению от уплаты налогов. Сущность налогов непосредственно проявляется в функциях. Выделяют фискальную, регулирующую (стимулирующую) и контрольную функции налогов. Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Через фискальную функцию налогов про исходит огосударствление части национального дохода в денежной форме, что создает объективные предпосылки для повышения роли государства. Таким образом, фискальная функция — это способность налога покрывать общественные потребности. Поэтому долгое время фискальная функция рассматривалась как самодостаточная для выражения сути и назначения налога. Сегодня в экономически слаборазвитых странах так и происходит. Там налоги в основном выполняют фискальную функцию . Фискальная функция сама по себе является тормозом для хозяйственной деятельности. Поэтому очень часто о степени развития фискальной функции налогов свидетельствуют данные о суммах финансовых санкций или разница между обшей суммой налогов, утвержденных в бюджете, и их реальной величиной, поступившей в бюджет. Чем более развита фискальная функция и чем больше она превалирует над всеми остальными, тем меньше степень собираемости налогов, тем больше налогов недополучает бюджет. Поэтому не маловажное значение имеют регулирующая и стимулирующая функции налогов. Регулирующая и стимулирующая функции означают, что налог как активный инструмент перераспределительных процессов оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. При этом выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путем участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путем управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, влияния на платежеспособный спрос населения. Таким образом, особенностью регулирующей функции налогов является ее опосредованное (а не прямое) воздействие на экономику, когда имеет место эффект «запаздывания», т.е. для получения запланированного результата в экономике от проведения налоговой политики требуется определенное время. Хотя регулирующая и стимулирующая функции налогов тесно связаны, между ними есть некоторые различия. Если регулирующее действие ориентировано в основном на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономическим процессам. Она в большей степени учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Посредством стимулирующей функции налоговая система может создавать стимулы к труду, поощрять развитие различных форм предпринимательства и видов производственной деятельности. Правда, возможно и другое, когда под непосильным налоговым бременем сворачивается деловая активность. В таком случае стимулирующая функция налогов действует со знаком минус. Налогам присуща и контрольная функция, которая способствует количественно-качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать формирование стоимостных пропорций в обществе, налоговых поступлений в бюджет, их полноту и своевременность. Благодаря налоговому контролю оцениваются соблюдение и эффективность действия принципов налогообложения, других функций налогов и налоговой системы в целом. В результате органы государственной власти получают информацию для проведения налоговой политики на ближайшую и отдаленную перспективу. Одной из важнейших задач налогового контроля является проверка соблюдения налоговой дисциплины и налогового законодательства всеми субъектами. Следует отметить, что все функции налогов тесно связаны между собой. Так, развитие фискальной функции привело, в конечном счете, к расширению функций государства и усилению его вмешательства в экономику. На этой основе сформировалась регулирующая функция, которая способствовала появлению стимулирующей. Налоги весьма разнообразны и образуют сложную систему. Они делятся на многочисленные группы по самым разным признакам . Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные . Прямые налоги — это налоги на собственность, доходы и капитал. Они взимаются непосредственно с дохода или капитала, а плательщиками прямых налогов выступают собственники доходов или капитала. К прямым налогам относятся налог на прибыль, налог на собственность, подоходный налог и др. Прямые налоги исторически предшествовали косвенным, ибо они были более просты и очевидны. Косвенные налоги — это налоги, которые представляют собой надбавку к ценам на товары или услуги и которые оплачиваются потребителем этого товара. Перечисляют в бюджет косвенные налоги непосредственный производитель или продавец товара, услуги. Косвенным этот налог называется потому, что покупатель товара налог не платит, он даже может не догадываться о налоге, входящем в пену товара. Но, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог, он тем самым является его плательщиком. Поэтому косвенные налоги служат менее «заметным» способом изъятия государством денежных средств. К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др. Государство предпочитает косвенное налогообложение из-за его простоты взимания, а также скрытости . От косвенных налогов трудно укрыться. Косвенные налоги выгодны и хозяйствующим субъектам, так как: 1) они полностью ложатся на покупателей; 2) легко переложимы ; 3) взимаются незаметно для большинства покупателей. Налоги различаются также в зависимости от характера налоговых ставок. Налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. Например, если ставка налога на прибыль составляет 24% от прибыли и не изменяется в зависимости от значения прибыли, то налог является пропорциональным. Название налога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорциональна объему налогообложения объекта (дохода, прибыли, имущества и т.п.). При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения. Например, доход в размере минимальной заработной платы может вообще не облагаться налогом, а владелец большего дохода платит большую сумму налога по сравнению с владельцем меньшего дохода. Ставки регрессивного налога, наоборот, понижаются по мере увеличения объекта налогообложения (например, дохода). Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. По характеру использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги — это налоги, которые зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета, т.е. это налоги, которые не имеют целевого назначения. Подавляющее число налогов являются общими. Специальные налоги — это налоги, которые вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет, а в целевые или внебюджетные фонды. Такой режим позволяет контролировать целевое использование указанных средств. По статусу налогоплательщика все налоги делятся на налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц. В зависимости оттого , какой орган государственной власти вводит налоги , а также имеет право их конкретизировать и уточнять условия уплаты , налоги делятся на федеральные , региональные и местные . Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам относятся: 1. Налог на добавленную стоимость. (НДС представляет собой налог на стоимость, добавленную обработкой на конкретном этапе производства или реализации. Объектом обложения налогом выступает прирост цены изделия в процессе его производства или доработки сверх цены, по которой были приобретены материалы или услуги, использованные при изготовлении данного товара.) В настоящее время законодательством установлены следующие налоговые ставки НДС: 0% — для товаров , экспортируемых за пределы РФ ; для услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории России ; для товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами и для некоторых других операций ; 10% — при реализации ограниченного круга продовольственных товаров (мяса и мясопродуктов , молока и молокопродуктов , масла растительного , маргарина , сахара , соли и др.) и товаров для детей (трикотажных и швейных изделий , обуви , некоторых школьно-письменных принадлежностей , игрушек и др.) ; 18% — при реализации иных видов товаров , производстве работ и оказании услуг.

Б10


Сейчас читают про: