Образ Давида в исполнении Микеланджело

Самая знаменитая скульптура Микеланджело "Давид" не имеет ничего общего с подростком Донателло. Это воплощение мужской силы, одновременно духовной и физической. Если до Микеланджело в ХV в. Давида обычно изображали юным, противопоставляя мощному зрелому Геркулесу, то Микеланджело в каком-то смысле соединяет эти два образа. Микеланджеловский "Давид" - беспрецедентное сочетание героического мужского начала с человеческой открытостью и ранимостью.

Между сентябрем 1501 и апрелем 1504 года Микеланджело создал статую Давида, одно из лучших своих произведений. Первоначально она была предназначена для украшения контрфорса флорентийского собора. Но созванная 25 января 1504 года комиссия, состоявшая примерно из тридцати человек, решила поставить статую перед стеной палаццо Веккио, где находилась „Юдифь" Донателло. Здесь она была призвана символизировать свободу республики.

Вазари прямо пишет: Микеланджело „создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, — так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять". Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. В этом плане микеланджеловская статуя как нельзя лучше отвечала тому центральному в ансамбле города месту, которое ей отвела авторитетная комиссия.

Работая над статуей, мастер столкнулся с большими трудностями. Он получил мраморную глыбу сильно вытянутой формы и неглубокую по объему. К тому же эта глыба была частично подготовлена для фигуры Давида скульпторами XV века, которые затем отказались от ее использования, сочтя ее слишком неудобной по своей форме. И здесь проявилась замечательная способность Микеланджело „вписывать" фигуру в готовый блок камня так, чтобы она укладывалась в нем максимально экономно.

Библейского героя Давида, победившего великана Голиафа, Микеланджело изобразил обнаженным, вернув тем самым наготе тот этический смысл, каким она обладала в античной пластике. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Закинутая за плечо праща и камень в правой руке являются лишь атрибутами, намекающими на героическое деяние Давида.

Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. У него непропорционально большие конечности и тяжелая голова, чем подчеркнут юношеский характер телосложения. Прекрасное, мужественное лицо отмечено печатью необычайного благородства, могучий торс и великолепно моделированные руки и ноги не только выражают физическую мощь, но и подчеркивают силу духа. Фигура свободно развернута в пространстве, тяжесть корпуса покоится на правой ноге, левая слегка отставлена в сторону, придерживающая прашу левая рука согнута в локте, как бы приглашая зрителя обойти вокруг статуи. Но она в основном рассчитана на фронтальное восприятие и на восприятие под углом справа, куда повернуто лицо Давида и куда направлен его взгляд.

Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий „Силы" (Fortitudo). Однако, как всегда, ему удалось переплавить все взятое со стороны в образ удивительной новизны, которому присущи такая мощь и такая энергия, что, кажется, нет в мире силы, которая могла бы противостоять этому юному герою.

Великий мастер избрал для своего Давида совсем другую ситуацию: вместо исхода борьбы - ее начало. Герой только готовится нанести решительный удар; еще неизвестно, чем закончится неравный бой юноши с великаном, но, скорее всего, Давид победит. Об этом говорит его прекрасное и грозное лицо. Поза спокойна, устойчива и свободна, но в повороте головы, движении руки, держащей пращу, уже заложена динамика. Давид совершенно обнажен. В этом скульптор наследует традиции античной пластики, когда героев изображали обнаженными, подчеркивая их телесную красоту. Но здесь добавляются еще и веяния Ренессанса - это победа христианской добродетели над языческими верованиями, то есть моральное превосходство Давида, его личное мужество и стойкость духа. Давид Микеланджело - это, прежде всего герой.

К анализу выдающегося произведения Микеланджело обращались крупнейшие отечественные и зарубежные искусствоведы. Прежде всего, отмечается предельная героизация человеческой личности. Гигантские размеры статуи (ее высота - около 5,5 м) неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Ренессанса, впервые с такой наглядностью выраженном в этом произведении,- образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. Образ победителя Голиафа приобретает более широкий смысл - это олицетворение безграничной мощи свободного человека; юношеская отвага Давида перерастает в несокрушимую уверенность в способности человека преодолеть любые преграды. Микеланджело отказывается от традиционных атрибутов (меч, голова Голиафа), ничто не отвлекает внимание от личности героя. Появляется черта, присущая затем образам Микеланджело - грозная, устрашающая сила. Его мир - это особая, могучая, героическая порода людей; каждый поворот сустава, каждый сгиб у его героев полон скрытой силы.

Нарастает внутренний драматизм, напряженность. Изображается не победа, а момент предельного напряжения сил, концентрации воли перед боем. Давид представлен обнаженным. Сильная, фронтально развернутая фигура юноши предельно напряжена: левая, поднятая к плечу рука сжимает пращу, голова резко повернута, грозный взгляд устремлен на врага. Микеланджело изобразил атлета, обязанного победой только самому себе.

Монумент задумывался и сразу был воспринят (открытие монумента в 1504 г. превратилось в народное торжество) как явление общественной жизни, как символ борьбы за независимость Флоренции. В.Н.Лазарев пишет: "Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и грядущей победе. Прекрасное, мужественное лицо отмечено печатью необычайного благородства, могучий торс и великолепно моделированные руки и ноги не только выражают физическую мощь, но и подчеркивают силу духа".

Статуя высотой 5,5 м была изваяна во Флоренции по заказу строительной комиссии cобора Санта Мария дель Фьоре из огромной глыбы мрамора, над которой уже раньше работал предшественник Микеланджело Агостино ди Дуччо, что усложняло задачу Микеланджело. Работа длилась с 1500 по 1504 год. Первоначальный замысел поместить фигуру Давида и еще ряд других статуй на крыше собора оказался неосуществимым, статуя была передана городу и установлена перед Палаццо Веккио, где размещалось правительство флорентийской республики (в 1873 статуя для сохранности перенесена в помещение Академии художеств, а на месте заменена копией).

Согласно Библии, во время войны израильтян и филистимлян мальчик-пастух Давид убил камнем из пращи великана Голиафа, сражавшегося на стороне филистимлян, и израильтяне одержали победу. Микеланджело изобразил Давида обнаженным юношей-гигантом, готовящимся к решительной схватке. Давид стоит в спокойной позе, но в его фигуре ощущается внутреннее напряжение, а в лице – гнев и несгибаемая воля. Тема подвига Давида для разных поколений ренессансных скульпторов служит иллюстрацией изменения представлений о героике и совершенстве человека на протяжении Раннего и Высокого Возрождения. С момента своего создания это произведение стало для флорентийцев символом гражданских свобод и демократии, напоминанием правителям, «сколь они должны быть мужественны и справедливы», как писал Вазари. Титанизм героя, его совершенная красота одухотворена грозной силой духа, огненным, устрашающим темпераментом, который итальянцы определили понятием «террибилита». Давид Микеланджело – самый героический образ не только в искусстве Возрождения, но возможно, и во всей истории мирового искусства[7].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: