Карачаевцы

Карачаевцами называется коренное население Республики Карачай, численность народности достигает 150 000 человек. Предгорная и горная часть населения по-прежнему занимается животноводством. Традиционные кавказские ремесла сохранились и в Карачаеве: выделывание войлока, сукноделие, плетение циновок, вязание и вышивка, обработка шкур, золотое шитье, резьба по камню и дереву. Множество памятников архитектуры отражают историческую значимость региона. Здесь расположено множество боевых башен, склеповых сооружений, домов, построенных по срубной технике. Не смотря на то, что национальная одежда карачаевцев мало отличается от других народов Северного Кавказа, женские костюмы различаются по возрасту и семейному статусу. Традиционными блюдами карачаевской кухни можно назвать жареное и вареное мясо, вяленую колбасу, кефир и айран, сыры, супы с мясом, пироги с огромным ассортиментом начинок, пресные лепешки. Народы Северного Кавказа очень любят лакомства, а разнообразие сортов халвы считается традиционной сладостью. В современном Карачаеве сохраняются пережитки семейных общин, которые делят общую землю и скот. Традиции народа Северного Кавказа огромное внимание уделяют этикету. Народные праздники всегда сопровождаются играми ряженых, силовыми состязаниями, джигитовкой, конными скачками и песнями. Богатый фольклор карачаевцев включает сказания, песни, пословицы и поговорки, сказки, поверья и рассказы о Насра Ходжа.

28. В научных трудах этнический конфликт часто определяется как любая форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны (или одна из них) мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий.
Это определение вызвало возражение, ибо оно рассматривает конфликт как стадию крайнего обострения противоречий. Была предложена более широкая трактовка: этнический конфликт — это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.
Межэтнические конфликты порождаются не существованием этносов, а политическими, социальными условиями, в которых они живут и развиваются. Нередко созданию «образа врага» способствует и обращение к тем страницам исторической памяти, где запечатлены прежние обиды и факты (иногда извращенные) далекого прошлого.
Рассмотрим основные причины конфликтов, ярко выражающихся в целях и действиях противоборствующих сторон.
Территориальные причины — борьба за изменение границ, за присоединение к другому («родственному» с культурно-исторической точки зрения) государству, за создание нового независимого государства. Эти требования смыкаются с политическими целями движений, стремящихся к образованию «собственного» суверенного государства. Требования сепаратистского характера особенно опасны, ибо они непосредственно затрагивают большие массы людей, связаны с вопросами о разделе или упразднении государства. «Речь идет о том, — пишет один из российских этнологов, — в каком государстве жить, кому подчиняться, на каком языке говорить, кому молиться, как перемещаться, кто будет защищать жизнь и собственность людей, наконец, какой гимн петь и каких героев и какие могилы почитать».
Экономические причины — борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра.
Социальные причины — требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти.
Культурно-языковые причины — требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности. Умаление роли родного языка, сплачивающего этническую общность в единое целое, особенно остро воспринимается и нередко служит причиной конфликта.
В мире существуют сотни национальных культур, каждый этнос обладает самобытной культурой, относится к ней бережно. Попытки принизить ее значение в угоду культуре другого, более крупного этноса вызывают протест, могут служить причиной конфликта. Есть и другая опасность: иногда этнос исходит из того, что его культура призвана доминировать по отношению к другим культурам.
Источником межэтнической напряженности служит национализм — идеология, психология, политика групп людей, утверждающих приоритет национальных ценностей перед всеми другими, верховенство интересов своего этноса,
1 Сепаратизм (здесь) — это требования суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории, направленные против государственной власти страны проживания.противопоставляемых интересам других этносов. Идея национальной исключительности часто принимает форму ксено-фобии, ведущей к истреблению так называемых «неполноценных» рас и народов.
В памяти человечества навсегда остались кровавые результаты шовинизма. Это геноцид армянского народа в 1915 г., когда действия Османской империи привели к смерти 1,5 млн человек. Это организованная гитлеровцами величайшая трагедия — Холокост (всеуничтожение через сожжение), приведший к гибели 6 млн человек — более половины еврейского населения Европы. Это действия гитлеровцев по уничтожению славянского населения «восточного пространства» и превращению оставшихся в рабочую силу для «высшей расы».

Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций путем регулирования межэтнических отношений. На-помним: регулировать означает упорядочивать, налаживать.
Гуманистический подход — главный ориентир в реализации морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода:
• признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отношениях между народами;
• развитие и постоянное функционирование демократии,
обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических
сообществ, независимо от их национальной принадлежности;
• нацеленность государственных органов, средств массовой информации, образования, спорта, всех форм литературы и искусства на формирование у граждан, особенно молодежи, культуры межэтнического общения. Необходимо
1 Ксенофобия — нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо, чему-либо чужому, чужеродному.
воспитание толерантности — уважения, доверия, готовности к сотрудничеству, компромиссу с людьми, их сообществами любой национальной принадлежности, стремления понимать и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения. Толерантность во многом определяет сознание и поведение личности, групп населения, представителей властных органов, способствует выработке личной ответственности за благоразумное решение этнических проблем.
Ученые выделяют несколько пересекающихся друг с другом путей урегулирования конфликтов. Первый — применение правовых механизмов, прежде всего изменение законодательства в полиэтнических государствах, ликвидация этнических привилегий. Второй путь — переговоры между конфликтующими сторонами, как прямые (между делегациями сторон), так и через посредников (представителей международных организаций, общественных деятелей). К сожалению, нередко стороны (или одна из них) вместо политики переговоров, имеющих целью сотрудничество, ограничения доступа к оружию, делают ставку на бескомпромиссный диктат, на вооруженное насилие. Это ведет к ужесточению конфликта, устрашению общества, массовым жертвам и разрушениям. Переговоры бывают трудными, длительными. Но в ряде случаев они способствуют если не преодолению конфликта, то его смягчению.
Третий путь — информационный. Он предполагает, прежде всего, обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций. Уместен общественный диалог (в печати, на телевидении) представителей всех этнических групп, имеющий целью совместную разработку предложений, отвечающих общим интересам.
Действенны, особенно если конфликты носят религиозный оттенок, совместные миротворческие выступления представителей разных конфессий. Деятель православного духовенства Александр Мень говорил: «Понимание, терпимость— плоды высшей культуры... Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руку— вот наш путь».
Психологическое влияние СМИ (особенно электронных) требует осторожного подхода к способам подачи информа-ции. Информация, даже нейтральная, о фактах экстремизма может вызвать новую волну конфликта. Необходимо отказаться от иногда свойственной репортерам драматизации событий, ибо это может закрепиться в исторической памяти и через некоторое время возродить дух конфликта. Нельзя допускать героизации террористов, экстремистов во избежание превращения их в героев, лидеров. Надо помнить, что непродуманные слова могут стрелять сильнее пули.
К информационному пути примыкает государственная поддержка политики многокультурности, что особенно существенно в связи с ростом миграции населения. Например, в Канаде эта политика имеет целью содействовать развитию и сохранению собственной культуры всех этнических групп, контактам и взаимодействию членов различных групп в интересах национального единства. Иммигрантам оказывается помощь в овладении хотя бы одним из официальных языков, чтобы они могли стать полноценными членами канадского общества.
Одна из причин конфликтов — жизненная неустроенность этносов, проявляющаяся в нищете, безработице, низких заработках и пенсиях, плохом жилье, трудностях получения образования. Непременным условием преодоления конфликтов является улучшение жизни гражданина, создание и закрепление у этносов психологического чувства удовлетворенности благоприятной стабильностью жизни. Это требует регулирования общественных процессов, включающего договоренности между противоборствующими сторонами о справедливом распределении ресурсов, об увеличении рабочих мест, улучшении жилищных условий, о равенстве в трудоустройстве, образовании, в доступе к властным структурам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: